Анна Калина
Развитие психологической компетентности детей дошкольного возраста посредством развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая компетентность ребёнка дошкольного возраста - это знание и понимание ребёнком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, это способность решить возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому.
Публикация «Развитие психологической компетентности детей дошкольного возраста посредством развивающей среды» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. С этой целью в каждой группе нашего детского сада создан «Уголок психологической компетентности». С детьми мы называем его – «Уголок настроения».
Здесь проходит первый этап формирования психологической компетентности у детей. Каждый ребёнок имеет возможность в любой режимный момент оценить своё состояние и настроение, то есть провести самодиагностику по шкале настроения в виде шаблонов, отражающих различное эмоциональное состояние.
У детей дошкольного возраста имеются сложности в выражении эмоций и чувств. Для этого в уголках находятся различные дидактические игры, альбомы с различными эмоциональными состояниями.
Второй этап воспитания психологической компетентности заключается в предоставлении ребёнку возможности самостоятельно или прибегнув к помощи воспитателя откорректировать своё состояние, настроение. Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своего гнева в отношении взрослого и открытое проявление гнева в социально неприемлемых формах (драки, обзывания, насмешки) в отношении сверстников. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих отрицательных эмоций. Для этих целей в уголках, учитывая возрастные особенности, используются:
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
-массажные мячики;
-сухой бассейн с различным наполнением;
-телефон (звонки родителям) ;
- фотоальбом с разным настроением «Когда так бывает?»;
-зеркало «Я весёлый, я хороший, я красивый»;
- мешочек смеха (смеющийся);
-крупные бусы для нанизывания.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
-фото и пиктограммы 6 базовых эмоций;
- зеркало «Я весёлый, я хороший, я красивый»;
-шкала настроения;
-мирилки;
-картотека мирилок;
-массажные мячи;
-антистрессовые игрушки;
-телефон (звонки родителям);
-коврик гнева;
-альбом «Что такое хорошо, что такое плохо».
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
-пиктограммы эмоций;
-шкала настроения;
-мирилки, картотека ;
-коврик гнева (топать ногами);
-альбом с картинками различных эмоций; -подушки для битья (мягкие дубинки, груша);
-мешочек криков (стаканчик криков, кастрюля криков с крышкой)Кричать, визжать в мешочек, сколько необходимо, когда он в руках, но как только отпустил, то разговариваем спокойным голосом, обсуждая произошедшее. У тканевого мешочка криков необходимы завязки, чтобы иметь возможность закрыть все «кричалки». Мешочек не используется для других целей.
-волшебный сосуд (коробочка) для обзывалок, обид, дразнилок ;
-коврик гнева (топать ногами) ;
-листок гнева (можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. Затем собрать все кусочки гневного листа и выбросить в мусорку).
-пластилин (втирать в картонку);
- мешочек смеха (смеющийся);
-массажные мячи;
-опорные рисунки-символы (ребёнок самостоятельно может воспользоваться, чтобы выйти из трудной ситуации);
-зеркало;
-маски;
-стена творчества или доска для рисования;
-альбом с групповыми фото «Наши мечты».
Также важной составляющей предметно-пространственной развивающей среды является уголок уединения.
Уголок уединения – это зона для релаксации, где можно побыть одному или посекретничать с другом. Это ниша покоя, где ребёнок чувствует себя защищённым, может расслабиться, уединиться. -
Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно такое умение помогает ребёнку найти адекватные способы снятия напряжения. Ребенок будет психически здоров.