Езерих Ксения
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения в ДОО
Нарушения развития функций зрительного анализатора, как фактор биологического неблагополучия, обуславливает процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой. У ребёнка, имеющего различные нарушения зрения могут появляться трудности установления взаимодействия с людьми и окружающим миром, если окружающая ребёнка среда не формируется в соответствии с его возможностями. В связи с этим, организация и формирование развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих нарушения зрительного анализатора, волнует всех специалистов образовательных организаций.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения в ДОО» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Что представляет собой развивающая предметно-пространственная среда? Под развивающей предметно-пространственной средой специалисты прежде всего подразумевают естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [3].
Утверждённый в 2013 году Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, выдвинул несколько требований к развивающей предметно-пространственной среде, в том числе «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» [5]. Данное требование обуславливает необходимость оптимизации развивающей предметно-пространственной среды и в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо соблюдать ряд факторов, среди которых возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей и состояние их здоровья. Несомненно, выраженность имеющегося зрительного нарушения, а также дополнительные соматические и психические заболевания влияют на особенности психофизического развития. Условия, предоставляющие возможность удовлетворения особых образовательных потребностей, учета зоны актуального, ближайшего и перспективного развития, должны создаваться всеми педагогами ДОО вне зависимости от тяжести структуры зрительного дефекта, состояния здоровья, познавательных возможностей. [4].
Теоретический фундамент построения развивающей предметно-пространственной среды был заложен в трудах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой, Н. А. Коротковой (концепция и принципы построения развивающей среды, С. Л. Новоселовой (психологические требования к построению развивающей среды, Л. И. Плаксиной, Л. С. Сековец (принципы, условия организации, содержание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Развивающая предметно-пространственная среда, её разработка и организация обязаны строиться согласно индивидуальным особенностям детей с нарушениями зрения, должны иметь благоприятное воздействие на их сенсорное, психическое, физическое, нравственное и эстетическое развитие. Еще одним немало важным параметром является необходимость решать задачи исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей. [4].
Теперь обратимся к специфике организации развивающей предметно-пространственной среды в садах или специально созданных группах для детей с нарушениями зрения.
Безопасность. Создавая развивающую предметно-пространственную среду для детей с нарушениями зрения необходимо учитывать правильность расстановки мебели, это имеет особое значение для тотально слепых детей. Объясняется это тем, что тотальная или частичная потеря зрения доставляет значительные сложности в ориентировке в пространстве, сводит к минимуму мобильность дошкольников. В связи с этим, дабы не допустить возникновения у ребёнка страхов перед осуществлением движений, перемещений и нахождения в пространстве, а также побудить активность, инициативность и самостоятельность, следует создать неизменную расстановку мебели и оборудования, автономность функциональных зон, отсутствие пересечения функциональных зон с путями движения ребенка. Например, возможно расставить мебель и игровое оборудование по периметру группы, не закрывая основные пути передвижения к значимым объектам (игровой уголок, туалетная комната и т. п.). Необходимо, чтобы мебель в группе не имела острых углов или же она имела защитные накладки. На лестничных проемах начало и конец перил нужно обозначать цветными кубиками. Игровые уголки или уголки уединения целесообразно разместить так, чтобы воспитатель и тифлопедагог имели возможность видеть и наблюдать за всеми детьми группы и вовремя оказать им необходимую помощь.
Следует заранее прописать и рассчитать путь ребёнка, его маршрут, которым он должен овладеть. Например, предполагаемый маршрут ребёнка может включать в себя путь от входа в приемную группы к своему шкафчику, далее от шкафчика проход группу, с группы путь в ванную комнату и т. д. Если же в этом маршруте появляются изменения (например, в одном из мест, где раньше проходил ребёнок появился какой-либо новый объект группы) пусть даже самые незначительные, ребёнка просто обязаны познакомить с этими изменениями
Доступность. Доступность предметно-пространственной среды создается для того, чтобы достичь максимально возможную эффективность ориентировки в окружающем. Поскольку речь идет о детях с нарушениями зрения, то главная доступность, которую должен иметь ребёнок – доступность зрительной информации. Именно поэтому следует строго соблюдать офтальмогигиенические требования ко всем дидактическим материалам, игрушка, книгам. Особое внимание стоит уделять цветовой гамме (дети лучше воспринимают желтый и зелёный цвета, хуже – синий, контрастности изображений, величину. Например, доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Также необходимо опираться на сохранные анализаторы ребенка и вести работу по их развитию. Именно поэтому игрушки, пособия, книги и весь дидактический материал должны познаваться ребенком с помощью осязания, обоняния и слуха.
Важным моментом является соблюдение эргономических требований (освещенность рабочего места, осанка). Крайне важно соблюдать дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения. Педагоги должны следить как за освещенностью всего помещения группы, так и за освещенностью рабочего места ребенка (всё это зависит от структуры зрительного дефекта и возможностей зрительной системы). Мебель должна подбираться строго по росту детей. Педагоги также большое внимание должны уделять осанке детей, ведь, если за столом они сидят в неправильной позе, то появляется перенапряженность мышц зрительного анализатора, что в свою очередь становится спусковым крючком к спазмам аккомодации и способствует развитию или прогрессированию близорукости.
Для обеспечения мобильности слабовидящего или незрячего ребенка специалисты советуют использовать в оформлении пространства группы различные виды напольных покрытий, коврики и дорожки из разных материалов. Тактильные напольные покрытия имеют большое значение, т. к. делают многие объекты доступными для слабовидящих или полностью слепых детей. Тактильные покрытия выполняют две основных функции: информируют инвалидов по зрению о направлении пути следования, предупреждают о наличии препятствия на пути движения. Так же они оказывают большое влияние на развитие зрительно - моторной координации, мелкой моторики, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Важное требование, которое следует учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды – трансформируемость. В помещении группы необходимо иметь модульную мебель. Наличие модульной мебели, перестроение интерьера помещений за короткий срок способствует более быстрому знакомству со способами взаимодействия ребенка и окружающей среды, развивает его адаптивные способности. Некоторые специалисты считают, что для ребенка с нарушениями зрения очень важно лично присутствовать и принимать участие в организации коррекционно-развивающей среды. Это способствует развитию их ориентировки в пространстве, осязательного, зрительного и слухового восприятия и всех остальных психических функций.
Важно отметить целесообразность построения среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности, т. е. то, что окружает ребенка, должно решать дидактические и коррекционно-развивающие задачи. Для этого можно использовать специальные вспомогательные средства, дидактические материалы, игрушки, предметы, наборы конструкторов разных размеров, мозаики, наборы строительного материала, коррекционные ситуации. Для тотально слепого ребенка, нужны материалы и игры, которые развивают осязание, слух, обоняние. Для слабовидящих – предметы и пособия, способствующие развитию зрительных функций.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть оснащена насыщенная сенсорными раздражителями и условиями для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиокниги [2].
Тифлопедагоги настаивают на активном использовании офтальмотренажеров в работе педагогов. Они снижают зрительную нагрузку, способствуют снятию напряжения с глаз, помогают в развитии зрительного восприятия.
Таким образом, построенная по всем правилам развивающая предметно-пространственная среда создает единство лечебно-восстановительной работы с психолого-педагогическими мероприятиями, благотворно влияет на решение коррекционно-развивающих задач, помогает ребёнку найти адекватные способы поведения и взаимодействия с окружающим миром и развивает его самостоятельность.
Список использованных источников:
1. Дружинина, Л. А. Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. А. Дружинина // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 29–36.
2. Дружинина, Л. А. Организация предметно-пространственной среды в группе для детей с разной структурой зрительного дефекта [Текст] / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. - № 9. – С. 32-37.
3. Короткова, Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада : старший дошкольный возраст [Текст] / под ред. Н. А. Коротковой. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.
4. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] : учебно-метод. пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М. : ЭлтиКудиц, 2006. – 90 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г