Ирина Пупышева
Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, для максимальной организации образовательного пространства, помещение плавательного бассейна нашего ДОУ разграничено на зоны - «центры», «уголки», «площадки». Некоторые из них я показывала в предыдущих публикациях.
Сегодня хочу рассказать о «Центре здоровья плавательного бассейна», который был организован в целях обеспечения доступной здоровьесберегающей среды и формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Публикация «Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в „Центре здоровья“ плавательного бассейна ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2016
В «Центре здоровья» созданы условия для формирования у дошкольников правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития крупной и мелкой моторики, координации движений и др. Подобран материал (дидактические игры и пособия) для формирования у дошкольников начальных представлений о функционировании человеческого организма (Об одном из них, «Мальчик с пальчик», я уже рассказывала). Собрана и классифицирована по интегрирующим темам периода обширная картотека (более 500 карточек, которая содержит упражнения для координации речи с движением, пальчиковые игры, зрительные гимнастики, дыхательные упражнения, элементы психогимнастики и релаксации, игровые массажи и самомассажи, соответствующие всем возрастным группам ДОУ. «Центр здоровья» оснащен преимущественно нестандартным оборудованием, которое я изготавливаю из бросового и природного материала. Развивающая предметно-пространственная среда в «Центре Здоровья» является динамичным пространством, подвижным и легко изменяемым. При проектировании я учитывала, что статичная («застывшая») предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции, так как не будет способствовать активности ребенка, лишит его возможности проявлять инициативу и самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности, а меня, как педагога, ограничит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Вместе с тем, учитывая, что плавательный бассейн посещают также дети с ОВЗ (нарушение зрения, аутизм и ДЦП, возникла необходимость создания в «Центре здоровья» уголка для «особенных» ребятишек, который должен отличаться определенной устойчивостью и постоянством среды. Основное условие оформления уголка - стабильность и привычность.
На этом хочу остановиться подробнее и предлагаю несколько вариантов нестандартного оборудования для оформления уголка для детей с ОВЗ.
Тренажер «Здоровые глазки»
Тренажер может быть рекомендован для развития зрительного внимания, глазодвигательных функций, развития захватывающей способности пальцев рук, развития координации движений и улучшения осанки дошкольников. На стационарном тренажере меняются только зрительные ориентиры, соответствующие интегрирующей теме периода.
Например - тема «Осень», «Фрукты».
Тренажер представляет собой натянутую леску, на которой расположены зрительные ориентиры. Дети с помощью палочек передвигают предметы и следят за ними глазами.
Вот такие палочки в форме цветов я сделала для ребят старшего возраста. Младшие дошкольники или дети невысокого роста используют более длинные гимнастические палки.
Во избежание резкого обрыва лески, ее не следует слишком туго натягивать. Зрительные ориентиры должны быть легкими. Первые пособия я выполняла в технике папье-маше, но это процесс длительный и трудоемкий, а интегрирующая тема периода меняется довольно часто. Поэтому в дальнейшем использовала картон, пластик или пенопласт, оклеивая их яркой пленкой.
Предлагаю несколько вариантов зрительных ориентиров, которые я использую в соответствии с комплексным планированием.
Тема «Новый год»
Тема «Народное творчество и культура»
«Скворечник» Это пособие можно использовать по теме «Весна» или «Перелетные и зимующие птицы».
«Белый голубь» подходит как для темы «Птицы», так и для оформления тренажера ко «Дню победы», как символ мира.
"Подарки"
"Подарочки" очень многофункциональны, их можно использовать для любой подходящей темы, например «Новый год» или как «Подарочки для милой мамочки» к «8марта».
Все зрительные ориентиры я храню в "Волшебном сундучке", который сделала из большой картонной коробки.
Для поддержания интереса и ощущения новизны никогда не показываю все пособия сразу, создаю интригу и сюрпризный момент. Однако, самым хитреньким и ловким, иногда удается заглянуть в недра "секретного сундучка", и тогда "тайна" становится главной темой обсуждения "С чем будем играть в следующий раз?". А это еще больше разжигает интерес малышей к пользованию тренажером, а меня вдохновляет на разработку новых пособий.
Пособие «Старый дуб»
Пособие представляет собой «дупло» дерева и 2 корзинки с набором еловых и сосновых шишек. Дети забрасывают шишки в дупло, (помогают белочке сделать запасы на зиму, с расстояния от 0,7 до 1,5 метров, в зависимости от возраста, координационных возможностей и остроты зрения ребенка.
Использование пособия развивает захватывающую способность пальцев рук, координацию движений пальцев рук, произвольное внимание, закрепляет навыки движения «глаз – рука».
Тренажер «Колобок»
Тренажер предназначен для развития зрительного внимания, глазодвигательных функций, способствует развитию ориентации в пространстве.
За основу я взяла офтальмотренажер В. Ф. Базарного. Пособие представляет собой вертикально расположенный планшет с изображением траекторий движения. Изображение Колобка прикреплено к металлической пластинке, которая следует за движением магнита, расположенным с обратной стороны планшета.
Педагог, стоя за планшетом, передвигает магнит и предлагает детям посмотреть, как Колобок бежит по дорожкам в разных направлениях: по овалам - левому, правому, сверху-вниз, снизу-вверх, слева-направо, справа-налево.
Вместо «Колобка» можно использовать изображения любого другого сказочного персонажа или предмета соответствующего теме периода. Главное, чтобы он был крупным, ярким, но не блестящим, т. к. светоотражающие поверхности не рекомендованы детям с нарушением зрения.
Возможно, опыт моей работы по созданию предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ пригодится для оформления уголков физического развития в группах компенсирующей направленности или в работе учителей-дефектологов. Хочу добавить, что дети из групп общеразвивающей направленности тоже с удовольствием занимаются на этих тренажерах.