Наталья Ковалёва
Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной педагогике термин «среда» часто употреблялись понятия «педагогика среды» «окружающая среда» В целом ряде исследований доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребёнок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Полифункциональность развивающей среды : должна быть многофункциональной.
Темочки:
Это разнообразный природный, бросовый материал: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое пригодный для использования в разных видах детской активности, например, для изготовления различных макетов, поделок.
Полифункциональные коврики разной фактуры, дети могут использовать для сюжетной игры (ковер – самолет, звездное небо, подводное царство и т. д.). Легкие, мобильные ширмы, для театрализованной деятельности, а могут выполнять роль различных маркеров игрового пространства для сюжетно – ролевых игр. Шторки на ширме легко сменяются по желанию детей, ширма может быть и больницей, тогда дети вместе с педагогов надевают на нее ткань с изображением красного креста, и магазином, тогда надеваются декорации с символикой супермаркета. Также ширма выполняет функцию зоны отдыха. Ребенок сам определяет, где ему будет комфортнее отдохнуть, побыть одному. Это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, подлежащем обработке и представленные в разнообразной цветовой гамме. разные по форме и размеру.
При подборе цветовой гаммы следует учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние детей. «Цвет способен на все: он может вызвать успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Также полифункциональные мягкие модули, которые легко переставляются в процессе преобразования среды. Такие модули используются детьми в различных видах деятельности и для сюжетно-ролевых игр, и для физической активности, и для отдыха детей.
Совершая действия с мелкими деталями модулей, у ребенка развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают укрепить руки детей, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности
Также в дидактический материал, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Насыщенность должна быть разумной, и педагог должен четко понимать, какие игрушки и предметы он готовит для детей. В групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание, а также не позволяет педагогу продуктивно реализовать образовательный процесс. Среда группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. Если на протяжении всей недели мы с детьми будем говорить о весне, то и организация среды будет соответствовать выбранной теме: интерактивные озвученные плакаты «Весна на дворе», «Возвращение птиц» поделки своими руками, выставки.