Евгения Ройтман
Построение развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности
1. Литературный уголок
Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий
• развитию диалогической и связной речи
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования
• развитию звуковой культуры речи
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению. Полка с книгами, диванчик детский для чтения, уголок уединения.
2. Уголок «сюжетно-ролевой» игры. Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:
• развивают активную и пассивную речь;
• помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;
• способствуют развитию всех пяти чувств;
• увязывают между собой различные представления;
• учат решению проблем;
• стимулируют творческое начало, креативность;
• развивают самооценку и самоуважение;
• учат способам выражения эмоций и чувств;
• развивают общую и тонкую моторику.
Эмоциональное развитие.
В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным.
Интеллектуальное развитие.
В сюжетно-ролевой и драматической игре дети учатся увязывать одно с другим, развивая когнитивные навыки. Они используют идеи, учатся на ошибках и пробах. Они планируют и реализуют планы, формируют представления о прошлом, настоящем и будущем. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало.
Развитие математических представлений. В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей. Они могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство. Театр настольный, театр пальчиковый, ширма театральная, уголки сюжетно-ролевой игры для девочек и для мальчиков: кухня, магазин, гараж, мастерская, парикмахерская, дом. Куклы, машины, предметы-заместители. Гардероб для ряжения, различные наряды.
3. Уголок искусств Эмоциональное развитие
• канал для выражения чувств и собственных представлений о мире
вокруг себя;
• возможности эмоциональной разрядки;
• чувство удовлетворения от создания собственного продукта;
• радость от ощущения собственной успешности.
Сенсомоторное развитие
• развитие мелкой моторики;
• развитие тактильного восприятия;
• увеличение остроты зрительного восприятия;
• развитие крупной моторики;
• приобретение опыта координации зрения и руки.
Социальное развитие
• возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;
• воспитание уважения к чужим идеям;
• обучение ответственности за сохранность материалов;
• стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.
Интеллектуальное развитие
• знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;
• приучение к последовательности и планированию.
Художественно-эстетическое развитие
• формирование художественного вкуса;
• развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;
• развитие творческого самовыражения;
• формирование способности ценить культурное и художественное наследие. Стол, стулья, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, бумага для рисования, пластилин, бумага для оригами, клей, бумага для аппликации, подставки, доски для лепки.
4. Уголок науки и естествознания В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;
• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия. Микроскопы, колбы, предметные стекла, пробирки, бутылки, приборы для наблюдений за насекомыми, магниты, весы, часы, компас.
5. Уголок строительства Речевое развитие. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.
Развитие социальных навыков. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки.
Развитие элементарных математических представлений. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:
• размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление,
пространство, образец;
• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;
• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);
• равновесие, баланс, устойчивость;
• измерение, счет;
• сходство, различие;
• равенство (два половинных блока равняются одному полному);
• упорядочивание по размеру или форме;
• пробы и ошибки.
Развитие мелкой и крупной моторики. Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.
Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе. Конструкторы: напольный, настольный, мягкий, металлический, деревянный, Лего.