Воробьева Татьяна Николаевна
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
Публикация «Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2017
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, творчества, самостоятельности;
3. принцип стабильности - динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей и овладению разными способами деятельности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.
В раздевалке нашей группы помещён уголок физического развития, пополненный в 2016 году, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Уголок физического развития содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей). Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей.
Наличие учебной (интеллектуальной, игровой (творческой, бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей.
Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.
Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). В нашей группе есть ребёнок, нуждающийся в диетпитании. Стол этого ребёнка также промаркирован (красный треугольник).
В учебной зоне размещены: центр творчества, уголок природы, мини библиотека, центр речевого развития, уголок дидактических, настольно печатных игр, математический уголок, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок.
Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Целью центра творчества, созданном в 2015 году, является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
В данном центре находится материал и оборудование для художественно - творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. В центре творчества дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «На севере дальнем»
Уголок природы
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада.
Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии города, гербарии растений, типичных для нашего района). Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды (оформлены по сезоном года, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «На севере дальнем»
Рядом расположен центр экспериментирования, обновлённый в 2014 году, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы, пробирки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания, волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы, губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла, набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки).
Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя.
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Минибиблиотека представляет собой витрину с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества и театральным уголком, чтобы дети могли рассматривать книги здесь же рисовать к ним иллюстрации и драматизировать сказки. Все книги и иллюстрации обновляются в соответствии с лексической темой недели.
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «На севере дальнем»
В центре речевого развития имеются иллюстрации по темам недели, схемы-описания предметов, схемы для составления описательных рассказов, игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, артикуляционная гимнастика, пособия на развитие речевого дыхания: «Вертушка», «Султанчики»; зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики и т. д.
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «На севере дальнем»
Уголок дидактических, настольно печатных игр и математический уголок:
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «На севере дальнем»
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны.
Игровая зона находится с левой стороны группы.
Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).
Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.
В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства.
Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.
Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В группе находится уголок уединения и релаксации, созданный при помощи родителей в 2015 году.
Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло, низкий столик, мягкие модули, ковер. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе. Все пространство группы безопасно: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности, что подтверждается наличием сертификатов соответствия (маркировка постельного белья, одноразовые полотенца, правильное освещение, столы в учебной зоне с регулируемыми ножками, каждый стол и стул промаркированы в соответствии с ростом детей, у детской мебели нет острых углов, не используются предметы из стекла, мебель устойчива, надежно укреплена).