Оксана Лесниковская
Создание арт-среды для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание арт –среды для детей с ОВЗ.
В условиях внедрения инклюзивного образования, а также в специальных коррекционных школах, дети с ОВЗ каждый день сталкиваются и учатся взаимодействовать с социумом, гармонично развиваясь и получая равные возможности для обучения. Внедрение ФГОС ОВЗ предполагает тесную взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком, чтобы обеспечить ему всестороннее и полноценное развитие с учетом индивидуальных потребностей. Поэтому необходимо выполнить определё нные задачи:
Публикация «Создание арт-среды для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Создание оптимальных условий для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей с помощью творчества.
• Формирование мотивации к различным видам художественной деятельности.
• Формирование художественно-познавательной потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.
• Развитие навыков социализации путем группового взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• Формирование и коррекция сенсорного восприятия в условиях групповой и индивидуальной творческой деятельности (Цвета, формы, величины, пространственные и временные представления).
• Формирование положительной самооценки и мотивации на успех за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Выбирая из многообразия методов работы с детьми с ОВЗ, останавливаемся на арт-терапии, и совершенно не зря. Ведь главной цель арт-терапия является - гармонизация личности, поэтому значение особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.
Само направление «арт-терапии» достаточно новое в психологии и не насчитывает даже 100 лет. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством, но базировались на методах психоанализа. Основоположником её является Адриан Хилл, который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает возможность раскрыть художественные способности. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство - лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свои внутренний мир.
Существует несколько видов арт-терапии для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; игротерапия; музыкотерапия; сказкотерапия, мульттерапия, и другие.
Арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Существенно повышает личностную ценность и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятии. Данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятии.
Таким образом, можно выделить четыре основных направления работы, которые оптимально доступны детям и отвечают решению поставленных задач.
1. Групповые творческие работы к актуальным праздникам.
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни каждого ребенка. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Участие в подготовке и проведении праздников служит нравственному воспитанию: они объединяются общими переживаниями; у них воспитываются основы коллективизма; формируются патриотические чувства; развивается память, воображение, речь. В основе каждого праздника лежит основная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, если она раскрыта на доступном ему художественном материале, с учетом индивидуальных особенностей. Создавая групповые творческие работы, дети учатся сотрудничать, чувствуют свою причастность ко всему окружающему, проявляют индивидуальность, адаптируются и социализируются. Глядя на плоды своих трудов на выставках, украшающих стены школы, каждый ребенок – особенно ребенок с ОВЗ – ощущает свою важность, ценность.
2. Подготовка декораций и костюмов для мероприятий.
Работая в этом направлении, мы создаем условия для активного участия в совместном творческом процессе, основываясь на идеях такого направления арт-терапии, как театрализация. Не каждый ребенок может, в силу особенностей здоровья, выступать на сцене – но может участвовать в важнейшей части подготовки мероприятия – создании декораций и костюмов. Таким образом формируется причастность и эмоциональное вовлечение в социальную школьную жизнь фактически каждого ребенка, исходя из его желаний и возможностей; развивается эстетическое отношение к окружающему; активизируется мыслительный, познавательный и творческий процесс, обогащающий жизнь новым содержанием.
3. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, используя техники арт-терапии и опираясь на развитие сенсорного восприятия.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Многие дети, особенно дети с аутизмом, не могут находиться в группе, а также принимать участие в групповых творческих работах. На них мы ориентируемся индивидуально, стараясь медленно, по мере возможностей их развития, включать их в творческую деятельность, опираясь на развитие сенсорных функций. Успешность сенсорного развития зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Мы делаем упор на насыщенную арт-объектами сенсорную среду - основное условие сенсорного развития детей с ОВЗ. Вместе создаем пособия (сенсорный коврик, ленточный душ и др., и стараемся окружить детей средой, стимулирующей органы восприятия.
4. Подготовка и участие детей в творческих конкурсах различного уровня.
Значение этого направления очень велико. Конкурсы не только поддерживают и развивают интерес к искусству, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке тематических работ, помогают детям формировать свой уникальный творческий мир. В процессе создания идеи рисунка, сюжетной линии, подбора техники исполнения, дети раскрывают свой потенциал, узнают и реализовывают свои способности и возможности. Творческие конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности в целом. Ребята занимают призовые места, что является предметом гордости и формирования самооценки. А если не занимают – то одерживают важнейшие победы над самими собой, своими страхами и эмоциональными зажимами.
Таким образом, Арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.