Елена Тенсина
Современный подход к организации проведения речедвигательных упражнений на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Современный подход к организации проведения речедвигательных упражнений на логопедических занятиях
Образовательные стандарты нового поколения усложняют и изменяют задачи, стоящие перед коррекционным учреждением, требуют поиска новых подходов, технологий обучения и воспитания детей с особенностями в развитии. Требования к развивающей и образовательной деятельности предполагает одновременное воздействие информации на сенсорную, эмоционально-волевую сферы детей. Забота о физическом здоровье ребенка наиболее актуальна в современном мире. Сейчас многие родители вместо игр на развитие мелкой и общей моторики, живому общению отдают предпочтение компьютерным играм – следовательно, гиподинамия, а соответственно все вытекающие последствия у человека в современном обществе закладывается уже в раннем детстве. Здоровье – самое большое богатство человека, здоровье населения – самая большая ценность современного общества. Только здоровый человек может полностью раскрыть свои творческие возможности.
Публикация «Современный подход к организации проведения речедвигательных упражнений на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Еще в древности были обнаружены, описаны и систематизированы определенные точки на ладонях, на пальцах и ступнях человека, выявлена их функциональная взаимосвязь органов с системами человеческого организма в целом и с органами управления речью в частности. При массировании этих точек используются различные приемы: поглаживания, потирания, разминания, поколачивания, пощипывание и давление пальцем с вращательными движениями – это точечный массаж. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и в основу иглоукалывания, с той лишь разницей, что при массаже биологически активные точки подвергаются воздействию кончиком пальца или специального массажера без повреждения кожи. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. М. М. Кольцова установила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие пальцевой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать путём тренировки движений пальцев рук и массажа.
Мы представляем около 30 комплексов упражнений с деревянными, резиновыми массажерами и кольцами су-джок терапии. Выполняя упражнения этим типом массажеров, у ребенка задействованы все биологически активные точки одновременно, что позволяет сократить время проведения массажа вдвое, чем, если бы мы воздействовали на каждую из них в отдельности. А детям, особенно дошкольного возраста, как известно, свойственно быстро утомляться. Сопровождение упражнений проговариванием специально подобранных стихов у ребенка будет дополнительно задействована артикуляция, что дает возможность закреплению поставленных звуков, естественному развитию речи.
Таким образом, на первый взгляд, бессмысленное и однообразное перекатывание массажера, становится увлекательным действием. Последовательность и система в проведении массажа создают предпосылки для развития родной речи и компенсации речевых нарушений. Предлагаем вашему вниманию комплексы упражнений с массажёрами /деревянными и пластмассовыми (резиновыми) – цилиндрической и круглой формой и с кольцами из Су-Джок терапии – массажный набор «Каштан»/ для развития пальцевой моторики и массажа пальцев рук и ног дошкольников 4 – 7 лет с ОНР. Пособие содержит описание практических упражнений с массажёрами. Предлагаемые комплексы упражнений предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками 4 – 7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Для повышения уровня развития координации общей и пальцевой моторики, активизации речи средствами массажа пальцев рук и стоп. Стихотворные тексты, близкие и доступные восприятию дошкольника позволяют превратить упражнения с массажёрами в увлекательную, эмоциональную игру. Представленные упражнения, игры имеют коррекционную направленность, дают возможность совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения, фонематическое восприятие, память, внимание, улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, пространственную координацию и активную речь детей с общим недоразвитием речи. Эти упражнения помогут родителям и педагогам ДОУ подготовить руку ребенка к овладению навыком письма в школе.
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад NN компенсирующего вида, города Ижевска посещают дети с общим недоразвитием речи /ОНР/. У данной категории детей в ходе нейропсихологического обследования выявлена закономерность в 98% диагностических случаев, тяжесть речевых нарушений сопровождается слабо развитой мелкой моторикой пальцев рук. Отмечены следующие особенности: дети с трудом держат и удерживают карандаш, кисточку, ручку, ножницы, не владеют графическими навыками, сильный или слабый тонус мышц руки. Это затрудняет процесс подготовки руки ребёнка - к овладению навыка письма, снижает мотивацию ребенка к занятию по ручному труду, конструированию, рисованию, лепки. Регулярные неуспехи в видах деятельности, связанных с ручными умениями, координацией, точностью ведут ребенка к разочарованиям и развитию внутренних комплексов неуверенности в себе. На вопрос взрослого «Почему ты не хочешь рисовать? Почему ты не собираешь конструктор?» - такие дети часто отвечают фразами в которой заранее запрограммирована ситуация неуспеха: «Я неуклюжий, у меня все получается криво». «Я не аккуратный, и мне (маме, папе) мои рисунки не нравятся». «Не буду вырезать ножницами, все равно получиться плохо, некрасиво, я это не хочу ни кому показывать». «Поделка, мне не нравиться, я ее порву, выброшу». Таким образом, не достаточное развитие мелких движений пальцев рук или их моторных навыков, приводят ребенка к пониманию, что он неумелый или просто «плохой».
Что мы взрослые можем сделать для своего ребенка? Как ему помочь? Как создать для него ситуацию успеха? Как можно развить эти навыки так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни? На эти вопросы мы, авторы отвечаем в данном пособии.
Наш педагогический коллектив применяет нетрадиционные средства, а именно массажёры для развития пальцевой и общей моторики, развитие памяти, внимания, координации движений, эмоциональной сферы и для оздоровления с помощью массажа стоп и рук, параллельно формируя навыки дикции и правильного звукопроизношения.
Использование массажеров в коррекционной работе, просто, интересно как для детей, так и для взрослых. Упражнения можно выполнять как дома, так и в детском саду, широко применять во всех видах деятельности. Системное воздействие на активные точки стоп и рук с проговариванием стихов обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делает более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. И как показывает опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме и массаж позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта для детей с ОНР. Регулярные упражнения с массажёрами /в индивидуальной работе, в режимных моментах, на занятиях/ увеличивает подвижность пальцев, развивает их силу и гибкость, дети снимают физическую усталость, моральное напряжение, а также способствуют повышению тонуса, работоспособности, оказывают детям общее профилактическое действие.
Использование массажеров в коррекционном обучении детей с нарушением речи позволяет:
1. Регулярно воздействовать на активные точки /зоны/ кисти рук соответствующих органам, частям тела заменив тем самым общий массаж тела /ног, рук, тела, головы/, сказывается положительно на самочувствие и на мышечный тонус.
2. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
3. Развивать и совершенствовать психические процессы, которые тесно связаны с речью детей.
Мы надеемся, что наше учебно – методическое пособие для развития пальцевой моторики и массажа пальцев, стоп с применением массажёров разнообразит и улучшит коррекционную работу для детей с общим недоразвитием речи.
Пособие адресовано педагогам, учителям – логопедам, психологам и родителям детей с ОНР, ДЦП, а также рекомендуем для дошкольников, не имеющих нарушений в развитии.
Литература
Гвоздев А. Н. вопросы изучения устной речи. М. ,1961
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., ИД «МиМ» 1997.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М., Гном-пресс. 1998.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. ,1983.