Ольга Никитина
Планирование артикуляторных упражнений на логопедических занятиях по теме «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тем недели
Осень
Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.
Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам принесла
Много фруктов, овощей
Для компотов и для щей.
Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.
К тексту стиха добавлять движения
-Осень уже поздняя. На улице холодно. Наши ушки замерзли. Давай их погреем
- поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к ушам
- спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям
Публикация «Планирование артикуляторных упражнений на логопедических занятиях по теме „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям
- правой рукой беремся за мочку левого уха, левой – за мочку правого. Массируем спиралевидно одновременно обе мочки.
Упражнения для жевательно - артикуляторных мышцКлюковка.
Посмотрите, как много клюквы в лесу! Соберите полную ладошку. Попробуйте ягоды на вкус, покажите, какие они кислые. Мимикой показать кислый вкус.
Упражнение для губ и щек
Медведь приготовился к зиме.
Показать, какие толстые щёки у медведя, который готовится к зиме. Надуть обе щеки одновременно.
Упражнения для языкаЯзычок в чащобе.
Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом.
Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Белочка скачет по веткам.
Рот открыт. Сильно высунуть язык изо рта вверх и вниз. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Тема недели
Осень (с шестигранным карандашом)
Вместе с бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным стал он,
Помидор чтоб не засох
И огурчик славный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывать зимой
Кочерыжкой вкусной.
К тексту стиха добавлять движения
- прокатывание карандаша между ладонями
- поочерёдное надавливание тупым концом карандаша на подушечки пальцев
Упражнения для жевательно - артикуляторнных мышцВкусная морковка.
Имитировать жеванея твёрдой моркови.
Упражнения для губ и щек
Толстячки—худышки.
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
Упражнения для языкаКопаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Грядка в огороде.
Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Тема недели
Зима
На ветвях развесил иней
Ночью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный –
Щиплет щёки, щиплет нос!
Побежим домой скорей,
Не догонит нас мороз!
Рукавичкой посильнее
Разотрём мы щёки, нос.
За снежинками снежинки
Тихо кружатся, летят.
Укрыванет все тропинки
Покрывалом снегпад.
К тексту стиха добавлять движения
- поглаживание щёк от носа к средней линии ушей
- пощипывание щёк
- «пальцевый дождь» по щекам
- растирание щёк кулачками
- круговые движения пальцами от середины лба к вискам
- поглаживане лба и щёк от середины к ушам
Упражнения для губ и щёкСильный ветер
Надувать поочерёдно правую и левую щёки.
Мы замёрзли.
Рот широко открыт, часто стучать зубами. Губы не смыкать.
Упражнения для языкаСосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении.
Саночки летят.
Сделать язык «чашечкой».
Наша горка.
Рот широко открыт, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Тема недели
Весна
Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи.
Солнышко, милое,
Поделись своею силою!
Просыпайтесь, лучики.
Согревайтесь, рученьки!
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело
И погладило.
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось,
Лучиками провело
И погладило.
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
К тексту стиха добавлять движения
- поглаживание ладошек друг о друга
- разведение – сведение пальцев
- поглаживание лба от середины к вискам
- поглаживание щёк от носа к средней части ушей
- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей, улыбнуться
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышцМедведь проснулся после зимней спячки.
Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины.
Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для щек и губПускаем кораблики.
Кораблики плывут по волнам. Узкий язычок двигается по верхней губе влево-вправо.
Исхудавшие за зиму зверята.
Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.
Упражнения для языкаСосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.