Аксентьева Ольга Александровна
Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией»
Выполнена:
Аксентьевой Ольгой Александровной
учителем-логопедом
первой квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….….2
Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук…. ….….…3
1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук…. ….….….…3
Глава Коррекция формирования и развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией
1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев
и кистей рук….…. 4
1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр. …. ….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. 8
ЛИТЕРАТУРА…. …. …9
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. [1]
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5 % (данные М. Е. Хватцева).
В специальной литературе работа по формированию и совер-шенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи.
Глава Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции звукопроизношений
1.1. Возрастные особенности тонкой моторики рук.
Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста. В возрасте 1-2 года ребенок должен держать два предмета в одной руке; чертить карандашом, переворачивать страницы книги. Ставить друг на друга от 2 до 6 кубиков. В 2-3 года открывать ящик и опрокидывать его содержимое. Играть с песком и глиной. Открывать крышки, использовать ножницы, красить пальцем. Нанизывать бусы. В 3-4 года держать карандаш пальцами, копировать формы несколькими чертами. Собирать и строить постройки из 9 кубиков. Рисовать карандашами или цветными мелками. Строить постройки более чем из 9 кубиков. Складывать бумагу более чем 1 раз. Определять предметы в мешке на ощупь, лепить из пластилина (от 2 до 3 частей, шнуровать ботинки. [3]
1.2. Обследование тонкой моторики пальцев рук.
Для установления характера нарушений моторики, выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо проводить обследование тонких движений пальцев рук и действий с предметами, тест на распознавание пальцев.
Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.
3-летний ребенок — правильно определяет большой палец.
5-летний ребенок — различает большой палец и мизинец.
6-летний — свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.
Тестовые задания: локти опираются на стол, ладони — свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая — тыльной стороной. По-просите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем и максимально возможном темпе.
Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.
Обследование тонких движений пальцев рук :
• Сжать пальцы в кулак.
• Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
• Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Обследование действий с предметами:
• Выложить узор мозаики.
• Самостоятельно застегнуть пуговицы.
• Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
• Нанизывать на нитку бусинки.
• Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).
Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений. [3]
Глава Коррекция формирования и развития мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией
1.3. Виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
В повседневную работу логопед может включать разнообразные игры и задания для развития общей и тонкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка:
• игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д. ; нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание, и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом и т. д. ;
• изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины; раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала и т. д. [2]
Наиболее результативным и продуктивным видом работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые недостатки, являются специальные упражнения – пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук — простое, но очень полезное занятие. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания. Например:
Упражнение «Поздороваемся с каждым пальчиком»
Исходное положение для выполнения упражнения: руки согнуть в локтях, а пальцы соединить (указательный палец одной руки с указательным пальцем другой и т. д.). На слова: «Пальчики здороваются!» следует совершить поочередное соединение каждой группы пальцев. При этом все остальные пальчики должны оставаться неподвижными и сомкнутыми друг с другом.
Упражнение «Цветочки распускаются»
Начальная позиция – руки согнуты в локтях, а пальцы сомкнуты в кулаках. На слова: «Цветочки распускаются!» следует медленно разжать пальцы и вытянуть вверх руки. На слова: «Цветочки закрываются!» — следует вернуться в положение, с которого начинали.
Упражнение «Бабочки летают».
Для выполнения этого упражнения нужно вырезать из цветной бумаги разноцветных бабочек. Кроме этого можно еще и создать полянку – вырезать зеленую травку и цветочки, а затем приклеить их на картон. Перед тем как начать играть, нужно расположить на каждом цветочке по бабочке. После чего взять пульверизатор и нажать на него. Под воздействием струи воздуха бабочки начнут «летать».
Упражнение «Скачут зайки по опушке»
Изначальное положение – руки согнуты в локтях, а указательный и средний пальцы выставлены в вверх. Все остальные пальцы согнуты и соединены. Руки можно поднять к голове, показав, таким образом, ушки у зайки. На слова: «Зайки на опушке!» средний и указательный пальчики сгибаются и разгибаются. На слова: «Ушки на макушке» — пальцы шевелятся.
Самомассаж кистей и пальцев рук :
• Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
• Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
• Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
• Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
• Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек.
• Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, пе-рекатывая один через другой одной рукой, затем — другой.
• Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот; затем поочередное растирание. [2]
Применение сопряженной гимнастики (“Театра пальчиков и языка”) в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов, эффективно осуществляет коррекцию речевых нарушений. [4]Тексты для “Театра пальчиков и языка” подбираются с учетом лексических тем. Например, для лексических тем "Домашние животные", "Лето"можно использовать следующий комплекс упражнений «У бабушки в деревне».
• Вот и пришло долгожданное лето - Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.
• Маша поехала на поезде к бабушке - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.
• У бабушки большой красивый дом - Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук "домиком".
• Под окнами - клумба с цветами - Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.
• По двору бродят пестрые куры - Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.
• Протяжно мычат коровы - Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.
• Греется на крыльце рыжая кошка - Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.
• Маше нравится отдыхать у бабушки! - Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.
1.4. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
• Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малыша к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
• Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
• В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
• Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитатель ДОУ 2010 № 6. /- М. : ООО Творческий Центр Сфера. С. 40/
2. Йощенко В. О. Сборник примерных форм документов и методических материалов. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.
/- М. : АРКТИ, 2009./
3. Поволяева М. А. Справочник логопеда. /Ростов-на-Дону. : Феникс. 2002. С. 38-39, 44-45/
4. Ребенок в детском саду 2008 № 2 /-М. : ООО Издательский дом Воспитание дошкольника. С. 42-46)