Виктория Чепуркина
Рекомендации для родителей «Использование игровых логопедических упражнений в домашних условиях».
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по теме
“Использование игровых логопедических упражнений в домашних условиях” (домашняя игротека на кухне).
При работе с дошкольником по коррекции звукопроизношения и развитию речи наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Необходимо в домашней обстановке ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье должна быть “Домашняя игротека”, состоящая из игр, к примеру, на кухне, где проводится немало времени родителями.
Публикация «Рекомендации для родителей „Использование игровых логопедических упражнений в домашних условиях“,» размещена в разделах
Логопедическая работа включает развитие ротового выдоха, слухового внимания, постановку и автоматизацию звуков, коррекцию лексико-грамматического строя, мелкой моторики и другие задачи.
Предлагаем игры на кухне с ребенком с использованием подручного материала.
Развитие ротового выдоха.
“Буря в стакане” – ребенок через трубочку не пьет, а выдувает с силой воздух в стакан. Посоревнуйтесь, у кого сильней вода бурлит в стакане.
“Забей мяч в воротики” – поставьте на стол два предмета (солонку и перечницу, две чашки, положите две ложки) и предложите ребенку подуть на кусочек ватки, направляя его между предметами. Увеличивайте расстояние до ворот.
Развитие слухового внимания.
Игра “Что звучало?”
Поставьте на стол несколько звучащих предметов: чайная ложка в чашке и в стакане, баночка с крупой, пакетик со специями, коробок спичек. Продемонстрируйте ребенку их звучание. Попросите ребенка отвернуться и отгадать, что звучало. Требуйте полного ответа (шуршал пакетик, звенела чайная ложка в стакане и т. д.)
“Повтори”.
Взрослый отстукивает ритм, ребенок повторяет (ложкой по тарелке, коробочкой с крупой и т. п.)
Автоматизация изолированного звука.
Изобразите с ребенком звуки кипящего чайника (С-С-С, варящейся каши (П-П-П, жарящейся картошечки (Ш-Ш-Ш) и т. д.
Насыпьте на поднос муку или мелкую крупу (манку) и попросите ребенка прорисовать пальцем линию, проговаривая поставленный звук (например, С). Предупредите, что звук не должен прерываться, пока он выполняет движение пальцем, то есть контролирует длительный выдох при произнесении звука. На подносе попросите нарисовать пальцем любую геометрическую фигуру, цифру, букву или то, что хочет ребенок. Таким образом, вы повторите с ним пройденный в детском саду материал или дадите импульс для развития воображения.
При автоматизации звука в слогах, когда требуется многократное его повторение (СА-СА-СА, СО-СО-СО, и т. д., попробуйте предложить ребенку повторить слоги столько раз, сколько предметов лежит на столе (чайных ложек, макаронин, яблок и т. д.). Это активизирует его внимание и придаст игровой характер выполняемым упражнениям. Заодно пусть посчитает количество предметов, закрепит счетные навыки и согласует числительные с существительными: пять ложек, четыре яблока, семь салфеток и т. д.
При автоматизации звука в словах попросите ребенка найти на кухне и четко проговорить предметы с автоматизируемым звуком: салфетка, сковорода, сушки, кастрюля, стол, стул, скатерть, сметана и т. д. Это упражнение направлено и на развитие фонематического слуха (подбор слов с требуемым звуком).
Развитие мелкой моторики.
“Золушка” и “Поиски клада”.
Смешайте в глубокой миске горох и разные виды фасоли. Попросите ребенка разложить их на столе по кучкам (отдельно горох, красная и белая фасоль). Надоело? Спрячьте в миске игрушки из киндер-сюрприза или мелкие предметы, которые есть на кухне (пробки от пластиковых бутылочек, конфеты, печенье, короткие макароны и пр.) и попросите все найти ребенка. Посоревнуйтесь, кто из вас больше и быстрей найдет предметов.
Лепка из теста – дайте ребенку кусочек и пусть он вылепит что-то по желанию или по вашему запросу (цифру, букву, фрукт, тарелку и т. д.).
Выкладывание предметов из спичек, макарон, фасолин, ложек, трубочек, деревянных палочек. От простых до сложных фигур, по образцу взрослого или самостоятельно (геометрические фигуры, буквы, цифры, елки, домики, корабли, самолеты и др.).
Используйте холодильник с магнитиками для выкладывания рисунков, повторения счета, цвета, формы, сюжета.
Коррекция грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование частей речи).
Попросите ребенка образовать прилагательные от существительных: суп из фасоли – фасолевый, из гороха – гороховый, из курицы – куриный, и т. д.
Назвать качественные признаки предметов: нож из стали – стальной, стаканчик из пластмассы – пластмассовый, чашка из фарфора – фарфоровая и т. д.
Назвать ласково предметы на кухне: ложка-ложечка, полотенце - полотенечко, каша – кашка и т. д.
Назвать предметы во множественном числе, согласуя их с числительными и прилагательными: две чайных ложки, три синих чашки, одно белое блюдце, четыре столовых ножа.
Назвать антонимы к словам: чай горячий, а сок (холодный, стол твердый, а тесто - (мягкое, макароны длинные – короткие, тонкие – толстые, шкаф высокий – низкий, хлеб свежий – черствый, чашка целая - разбитая и т. д.
Подобрать глаголы к существительным: чайник - кипит, свистит, остыл, суп -варится, бурлит, шипит, чашка – стоит, блестит.
Поиграйте в игру “Что я загадала?”. Назовите признаки какого либо предмета на кухне, который находится в поле видимости ребенка и попросите угадать его. Например, она большая, белая, фарфоровая (тарелка) или они длинные, тонкие, твердые, желтые (макароны) и т. п.
Затем попросите ребенка придумать свои загадки для вас.
Составление рассказа о предмете.
Составьте с ребенком рассказ о любом предмете на кухне, называя его цвет, размер, форму, качественные признаки, назначение. Например, стол белый, большой, прямоугольный, деревянный, гладкий, твердый, за ним сидят, принимают пищу, на нем режут продукты. Пусть ребенок перескажет его полностью самостоятельно, а затем сам составит описательный или сравнительный рассказ о продуктах, фруктах, овощах, мебели, посуде.
Играя хотя бы несколько минут в день на кухне, подбирая их в соответствии с возрастом, возможностями и желаниями ребенка, родители значительно помогут ему в освоении логопедических навыков, в развитии речи, не вызывая негативизма к занятиям.