Людмила Кашина
Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов, способствование творческому поиску.
2. Создание системы работы по интеллектуальному развитию детей через организацию мини-музеев
3. Обеспечение эмоционального благополучие ребёнка и взрослого. Прививать уважение к традициям и истории народной культуры.
4. Создать условия для активного участия родителей в совместной работе с детьми в мини – музее
Повестка дня:
1. Вступительное слово ведущего.
Публикация «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах
2. Анализ анкет “Музейная педагогика глазами педагогов”.
3. Дискуссия по вомросам.
4. Игровое упражнение “Ключ”. Рефлекс
5. Принятие решения.
- Я вам предлагаю совершить путешествие по времени. О таком путешествии люди мечтали всегда. А чтобы мечта эта осуществилась, изобретали всевозможные волшебные транспортные средства». И вы их знаете.
- Вспомните, пожалуйста, удивительные путешествия сказочных героев. (Ответы.)
- А на чем мы можем отправиться в путешествие по реке времени? Какие сказочные средства нам помогут? (Ответы.)
- Правильно, можно воспользоваться ковром-самолетом, шапкой-невидимкой. Предлагаю отправиться в путь на машине времени.
А для этого вам придется стать конструкторами-изобретателями, сконструировать свою, уникальную машину времени. На каждой машине вы должны изобразить символы времени. Вспомните их (лента времени, колодец времени, двуликий Янус).
- Я предлагаю вам разбиться по парам. Вот вам бумага и фломастеры. Приступаем к работе. А теперь посмотрим: кто какую машину придумал?
- Скажите, а существует ли в действительности машина времени? (Ответы.) Вы думаете, только в сказке? А вот и нет! Чтобы мечта осуществилась, люди придумали такую машину. Она есть почти в каждом городе. Часто мы становимся ее «пассажирами». Угадайте, что это за машина?
Во-первых, она похожа на дом, но дом необычный.
Во-вторых, чтобы попасть в эту машину, необходимо взять билет.
В-третьих, в машине этой нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным и осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
В-четвертых, двигатели этой машины - редкие, старинные вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
- Итак, что это за машина? (Ответы.) Правильно, это музей.
- Почему музей можно назвать машиной времени? Как он может перенести нас в другие страны, в иные эпохи? Правильно, в музее хранится много старинных предметов из разных стран; хранятся картины, которые рассказывают о жизни в прошлом.
Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность - время. Живет оно в музее в виде музейных предметов, созданных или человеком, или природой.
В музее можно встретиться с мифами, сказками, легендами - неизменными спутниками путешественников в прошлое. Музейные предметы хранят многочисленные тайны и загадки, связанные с историей своего возникновения. Рассматривая их, можно совершить увлекательное путешествие по лабиринту истории. Но разгадать эти тайны непросто.
Не стоит думать, что достаточно лишь обойти все залы музея, мысленно примерить на себя старинный костюм или прикоснуться к древней чаше, как в тот же миг окажешься в другом времени, в рыцарском замке или в царских палатах. Пассажиром чудесной машины времени - музея - может стать лишь тот, кто много знает и умеет понимать особый язык безмолвных предметов.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды нашего дошкольного учреждения.
Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мы создаем небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же мы советуемся с ними и по вопросу выбора темы.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы учитываем следующие принципы:
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Задачи, поставленные педагогами для работы с детьми в мини-музеях :
Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными
Воспитание любви и заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
Воспитание эстетических и патриотических чувств;
Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
Формы работы в этом мини-музее :
1. Познавательные занятия: «Как растения путешествуют», «Вода –водица», «Чей хвост лучше» и т. д.
2. Просветительская работа: организация различных выставок, чтение и разучивание стихов о природе
3. Практические мероприятия: заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек, посадка растений и ухаживание за ними
4. Развлечения : «День Земли, «Лес чудес».
5. Игровая деятельность: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
6. Работа с родителями: беседы, поделки из природного материала. подбор экспонатов, изготовление домиков для птиц. Совместное творчество с родителями: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации. ; выполнение совместных творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).
7. Проектная деятельность.
8. Творческая деятельность-изготовление экспонатов своими руками.
Мини- музеи могут содержать экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Когда у детей появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, поделки, фотографии и даже игрушки.
Примеры мини-музеев :
Мини-музей «Природа моего края»
Цель создания: Пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни. Мини-музей находится в групповой комнате. В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы, так же поделки из природного материала.
Природные объекты, например:
• Разнообразные камни (разного размера, цвета, необычной формы,
• Сухие грибы;
• Спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами;
• речные раковины;
• Кора, семена растений;
• Карта Саратовской области.
Мини-музей «Природа моего края» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Этот музей дети полюбили больше других потому что здесь такое разнообразие и все доступно.
«Красная книга родного края». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о редких животных нашего края,о том,как надо заботиться о них. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
«Шестиногие малыши». Цель этого музея была познакомить детей с разными видами насекомых. В этом музее есть большое разнообразие насекомых, иллюстрации их Родины. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, поделками.
«Наши питомцы» Целью этого музея было знакомство детей с различными домашними животными, внешним видом. Привить детям любовь и заботливое отношение к домашним питомцам.
«Морской мир». Этот мини- музей показал детям разнообразие обитателей морского мира, среду их обитания.
Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини- музеякак максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенокпополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Наши экспозиции учитывают следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
Благодаря работе в мини-музее, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили : «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».
- Каково значение музейной педагогики в развитии личности дошкольника, на ваш взгляд?
Музейная педагогика вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, погрузиться в историческое прошлое своего народа, научиться ценить и уважать его традиции, воспитать патриота.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию: способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Музейная педагогика способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.