Получи документы

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации

Галина Бенда
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы

Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысило интерес к проблемам социального воспитания в дошкольных учреждениях. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, дошкольное детство — это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: нравственного, социального и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Русский философ И. А. Ильин писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена защитной бронёй; всё может стать или уже становится её судьбой».

Публикация «Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» размещена в разделах

Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка-дошкольника складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на его психическом развитии: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками можно сделать вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации и более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрируют агрессивное поведение. Кроме того, воспитатели испытывают трудности в реализации направлений социально-коммуникативного развития детей, не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие. Все эти факторы сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.

Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

В воспитательном процессе сегодня преобладает гуманистической подход, создающий образ успешного человека, во всем полагающегося на свои силы, стремящегося к достижению собственного комфортного существования. Но способна ли такая «педагогика успеха» воспитать гражданина своей Родины, семьянина или настоящего профессионала? Государственные документы последних лет требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционная отечественная образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к историческим корням. Не стоит дожидаться пока для этого будет перестроена вся система российского образования. У дошкольного образовательного учреждения есть возможность приступить к действию в данном направлении уже сегодня.

Одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культурные ценности. Своим отношением и поведением они показывают пример ребенку. В результате безнравственных отношений родителей (физическое насилие, пьянство и т. д.) могут возникать нетипичные условия социализации дошкольника, что в свою очередь оказывает негативное влияние на его развитие. Наблюдая за современными родителями, можно отметить, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с их низким уровнем образования и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени и знаний на воспитание детей как всегда не хватает. Сами же родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества. Но сегодня общество предъявляет одни требования, а завтра — другие. Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.

Опираясь на требования ФГОС, воспитателю необходимо использовать такие инновационные методы дошкольной практики как :

– «деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

– познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем (оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

– личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями».

Конечно, только этими формами и направлениями работа дошкольных учреждений не исчерпывается. Кроме того, цели, задачи, методы, приемы и технологии воспитательного процесса могут меняться в зависимости от направления нравственного воспитания : от формирования коммуникационных навыков до основ социально-трудового, гражданско-правового, духовно-эстетического воспитания и т. д.

Наряду с этим, педагогу следует учитывать влияние и решающую роль окружающей среды на воспитание дошкольника, отсутствие в нравственном воспитании принципа взаимозаменяемости и необходимость использования гибкой системы педагогического влияния на личность ребенка.

Особую роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность. От того, каким образом они будут организованы, зависит, появится ли у ребёнка ощущение успешности, либо напротив, произойдет нарушение психического и физического здоровья. Поэтому педагоги и родители в воспитании дошкольника должны стремиться создать такие благоприятные условия, которые будут способствовать благополучной социализации маленького человечка в этом огромном мире. Ведь современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными, поскольку они очень часто приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Одним из возможных психотравмирующих факторов является быстрота трансформации социальной ситуации (особенно это касается изменения социального статуса и благосостояния людей). Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников. Ещё один фактор — возрастающий и разнообразный информационный поток, в котором находятся дети. У современных детей изменились внешние формы активности, такие, как сюжетно-ролевая игра (она заметно потускнела, распались многие социокультурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят во дворе дома). В результате мы всё чаще наблюдаем ребёнка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Вместе с тем, одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отсутствии его психологического здоровья. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду. Процесс сохранения психологического здоровья как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях можно представить следующими этапами: диагностику, определение детей группы риска, групповую психопрофилактическую и индивидуальную коррекционную работу, заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий, а также консультирование педагогов и родителей. При этом положительный результат возможен только в том случае, если созданы условия для психологической безопасности.

Психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Отсюда можно выделить важные условия, обеспечивающие психологическую безопасность:

– доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

– устойчивая позиция педагога

– гуманистическое отношение к детской личности.

Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.

В современном детском коллективе одной из серьезных проблем является агрессивное поведение, разнообразные проявления которого в той или иной мере характерны для многих дошкольников. Усвоение норм и правил поведения в процессе воспитания способствует тому, что непосредственные проявления агрессивности сменяются просоциальными формами поведения. В тоже время у некоторых детей агрессивное поведение сохраняется и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате этого возникают проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, деформируется личностное развитие, отношение к себе и другим характеризуется преобладанием негативизма, что, в свою очередь, приводит к социальной дезадаптации. Первую группу агрессивных детей характеризует то, что они воспитываются в духе ослабленного внимания к ним родителей, между членами семей часто существует конфликтные напряжённые отношение, в которые вовлекаются и сами дети, ребёнок подвергается строгим наказаниям. На фоне агрессии у ребёнка возникает соответствующее отношение к родителям, чаще всего оно характеризуется неприятием, а также тревожностью. Агрессивные дети второй группы характеризуются не только тем, что растут в благополучных социальных условиях, но и отличаются определёнными личностным особенностями. Эти дети не испытывают недостатка в признании со стороны родителей, характерной особенностью семьи является то, что в семьях преобладает взаимопонимание, взаимная поддержка. Но родители сами могут проявлять агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, и у детей также формируется агрессия как механизм адаптации к окружающему миру. Природа агрессивности у детей этих двух групп различна: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и связана с неудовлетворением базовых потребностей в любви и принятии, во втором случае - агрессия является следствием усвоения неправильных ценностных установок и агрессивных форм поведения.

Правильно подобранный стиль взаимодействия с ребенком является одним из условий профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Если он носит характер авторитарный, то это будет способствовать провоцированию в ребёнке агрессивных проявлений как защитных реакций.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, душевное благополучие является одной из главных составляющих здоровья человека. Поэтому так важно с ранних лет беречь психологическое здоровье дошкольников. Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении — одна из важнейших задач педагогического коллектива. Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимо психологическое давление на детей и грубость с ними. Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком! Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. Так, на них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они слабо реагируют на принуждения, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются воспитатели и родители. Современные дети откликаются на уважение, на уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них всегда есть трудные дети. Но маленькому человеку нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что в нем есть. Он нуждаются в том, чтобы его поняли.

Целесообразно учитывать основные принципы воспитания современных детей :

- Обращайтесь уважительно. Никогда не унижайте их!

- Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это не касалось!

- Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается дисциплины.

- Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

- Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

В основе педагогической деятельности современного воспитателя должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка есть ресурс потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть успешным. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть дошкольника, идущего в десткий сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Каждый родитель и воспитатель, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти социально адаптированным и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности, может помочь в социализации ребёнка.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ» С началом школьного обучения ребёнок включается.

Актуальность проблемы адаптации в ДОУ “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте».

Презентация «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа» Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа. Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление,.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Доклад "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации" «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся.

Конспект группового занятия по социальной адаптации детей с ОВЗ «Терпение и труд все перетрут» Конспект группового занятия по социальной адаптации детей ОВЗ. Тема: «Терпение и труд все перетрут». Подготовила учитель-дефектолог: Пастухова.

Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации .

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 10:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бенда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД