Таисия Герасичева
Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»
С началом школьного обучения ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и учителем. На протяжении всего периода обучения в начальной школе это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, уходит на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Взаимодействие друг с другом первоклассники осуществляют посредством педагога. Однако по мере адаптации в новом виде деятельности и новом коллективе происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Одной из важнейших задач развития в младшем школьном возрасте является приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.
Для детей 6-7 лет друзья – это, в первую очередь, те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга зачастую определяется внешними причинами: младшие школьники сидят за одной партой или, например, живут в соседних домах. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на личностные качества, а дружеские связи являются непрочными и недолговечными, поскольку они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто оказывает им помощь, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.
Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, то значит, что ребенок умеет налаживать тесный социальный контакт со сверстником, поддерживать отношения продолжительное время. Также это свидетельствует о том, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Для возникновения дружбы и взаимной симпатии на первое место выходят такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, честность, самостоятельность, уверенность в себе.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у младшего школьника складывается система личных отношений в классе.
Младшие школьники, занимающие неблагополучное статусное положение в системе личных отношений в классе, за которое отвечает формирование коммуникативных способностей, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, капризности, замкнутости; нередко им свойственно ябедничество, зазнайство, жадность. Большинство детей данной категории неряшливы, неаккуратны, неопрятны.
Первоклассники оценивают своих сверстников по легко проявляющимся внешне качествам, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание педагог.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом место выходит общественная активность и привлекательная внешность. Значимость приобретают такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, что влияет на их успешную социализацию.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации.
Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. Это обусловлено следующими факторами:
1. С началом школьного обучения ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.
2. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении его речевого развития.
3. В этом возрасте отмечается достаточный уровень развития рефлексивных способностей.
4. С началом школьного обучения происходит перестройка отношений ребёнка с окружающими его людьми.
5. Успешное развитие учебных знаний, умений и навыков возможно только в том случае, если младший школьник умеет управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
6. У младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
7. На данном возрастном этапе дети не теряют интерес к игре, при этом они используют её в качестве базы для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно эффективно использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
По мнению учёных, под коммуникативными способностями младших школьников как основы их социальной адаптации понимают :
1) комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (доброжелательность, контактность, эмпатичность, отзывчивость);
2) уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
3) желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
4) умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать свое состояние при взаимодействии с окружающими людьми [6].
Таким образом, младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей как основы социальной адаптации в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативных способностей обучающихся – актуальная за-дача образовательного процесса начальной школы.