Егорова Татьяна
Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.
Способности менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.)
Публикация «Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, по возможности периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей : поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т. д.
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосомотические расстройства, повышенная тревожность.
Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.
Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятных воздействий окружающей среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны для детства, но не являются адекватными в последующие возрастные периоды.
Задача взрослого – не ограждать ребенка от неблагоприятных условий и среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.
Нами было замечено: прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание – обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического и умственного развития.
Нами была разработана методика диагностики социальной адаптации дошкольников. Ее оценка проводится по трем параметрам: разновидность игровых способностей, успешность игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семейных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие.
Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового поведения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыгрывать социальные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность).
Семейные отношения: обыгрывание семейных ситуаций, семейное благополучие (сведения от родителей).
Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы, на наш взгляд, работа по снятию напряжения, установления взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.
Игровая терапия, игровая коррекция поведения, обыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижает внутреннее напряжение ребенка, но и способствует успешной социальной адаптации и в дошкольном учреждении, и в семье.