Елена Рогина
Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Климент Аркадьевич Тимирязев.
Публикация «Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории „Наураша“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Современное общество стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Стране нужны граждане с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения. Перед образовательными учреждениями встала задача: воспитать человека творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание условий обеспечивающих поддержку детской инициативы, формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Одним из наиболее продуктивных методов для реализации поставленных задач является детское экспериментирование. Это активная деятельность правильной организации, в которой дети становятся субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. Экспериментальная деятельность дошкольников способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной техникой, современные детские сады, одним из которых является наш «Центр развития ребенка-детский сад № 8», стараются оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный процесс в ДОУ строится с интенсивным применением инновационных образовательных технологий. Одной из таких программ в нашем детском саду является специальная детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». В данном оборудовании нашли применение интерактивно - мультипликационные технологии ведущих российских педагогов и разработчиков. Так, в игровой форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля, могут померяться силой, узнают о пульсе. В комплекте имеется 8 образовательно-игровых модулей, что позволяет ребенку свободу выбора для экспериментирования, а педагогу возможность в игровой форме познакомить с различными природными явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления, моделировать исследовательскую деятельность, наполняя новым содержанием с учетом степени сложности. Главная задача лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Организация образовательного пространства с помощью цифровой лаборатории обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, экспериментирование с различными материалами.
Способы работы с лабораторией :
-работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
-дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента;
-возможность работы в «свободном режиме» : педагог имеет возможность реализовать собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
-возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
-возможность повторить эксперимент.
Занятия с дошкольниками в такой мини - лаборатории позволяют формировать целостную картину мира, расширять кругозор дошкольника, формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
У ребенка есть возможность в игровой форме и с большим интересом совершать свои первые научные открытия. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку окружающий мир не всегда является понятным и доступным к комфортному детскому восприятию: он может быть слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим. Наблюдения, измерения, сравнения в процессе игровых заданий и экспериментов помогут обогатить жизненный опыт детей. На усмотрение педагога, в зависимости от условий проведения и уровня подготовки детей, работа с лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Организм человека», «Правильное питание», «Солнце, воздух и вода - факторы закаливания», «Сердце - главный орган кровеносной системы. Пульс», «Бытовые электроприборы», «Развитие растений, условия, необходимые им для роста», «Свойства и состояния воды», «Земля - большой магнит», «Солнце - источник тепла и света». На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Дошкольник получает бесценный опыт, который лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся : ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Что в свою очередь, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного ступеней образования. В совместной деятельности со сверстниками и педагогом ребенок приобретает навыки общения, умение договариваться; учится сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Использование интерактивного оборудования погружает дошкольника в образовательную игровую атмосферу, главным героем которого является он сам. Учится различать условную и реальную ситуации, приобретает навыки соблюдения правил и социальных норм. Это те качества, которые определены целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного возраста. В целом использование такого оборудования позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Теоретический анализ методологической направленности данной программы показывает, что использование интерактивного оборудования в комплексе с традиционными методами обучения может внести значительный вклад в образовательный процесс, а сфера его применения может быть ограничена только фантазией. Мы делаем только первые шаги. Но, уже можно предположить, что использование оборудования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечит педагогам новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Безусловно, использование интерактивного
игрового оборудования в педагогическом процессе позволяет не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня взаимодействия между взрослыми и детьми на всех этапах педагогической деятельности.