людмила мусина
Проект по познавательному развитию «Знакомство с цифровой лабораторией Наураша» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-практико- ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
Актуальность: согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, необходимо обеспечить:
Публикация «Проект по познавательному развитию „Знакомство с цифровой лабораторией Наураша“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание полноценным участником образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
Ребёнок получает бесценный опыт для дошкольника ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Функционал продукта: лаборатория состоит из 4-х мини – игр каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента помогает ребёнку понять суть явления
Задачи проекта
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Методы обеспечения:
- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
- Проведение опытов (практических).
- Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
- Диагностика.
- Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта :
- Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию.
б) Связь с другими видами деятельности:
- Игровая
- Продуктивная
- Познавательно-исследовательская (опыты)
- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
- Организованно образовательная деятельность (речевое развитие, рисование, лепка)
- Релаксация.
в) Организация кружка «Наураша в стране Наурандии».
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Механизм выполнения проекта
1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
2. Познавательные занятия : рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
3. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
4. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
5. Экскурсии
6. Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой».
7. Конструктивные беседы.
Организационные формы работы над проектом
Название темы Формы работы сроки
Знакомство с цифровой лабораторией. -беседа: «что такое лаборатория?»
-экскурсия в детскую лабораторию;
-рассматривание приборов,
беседа: «Приборы-помощники»;
-Игра: «Нюхаем, пробуем, видим, ощущаем». Январь
температура ООД: «Что такое температура, градус».
-задания на измерения:
температура тела, температура в комнате,
температура за окном.
-ООД: «Кипение воды, замерзание воды, ноль градусов»;
-исследовательская деятельность:
измерение температуры холодной воды, горячей, измерения температуры льда.
-эксперимент со льдом;
-эксперимент с горячей водой;
ООД: «Комфортная температура»;
-исследовательская деятельность: «измерить температура мороженного»;
-эксперимент со свечой,
с лампочкой.
Февраль
Свет -ООД: «Что такое свет?»
-исследовательская деятельность: измерить силу света в комнате, силу света фонарика, силу света экрана компьютера;
-ООД: «Влияние света на жизнь растений. Скорость света»;
Исследования: измерить силу света возле окна, сравнительные измерения освещённости в разных местах комнаты.
-игровые измерения (темнота, яркий свет, комфортный свет);
-ООД: «Прохождение света через объекты»;
-исследовательская деятельность: эксперимент со светофильтром и со шторами;
-опыты в свободном режиме: с красителем, с отражателями, с фильтрами. Март
Звук -ООД: «Что такое звук? Высокие и низкие звуки».
-исследовательская деятельность:
измерить голос воспитателя, голос ребёнка, общий крик;
-сравнительные измерения;
-ООД: «Шум за окном»;
-исследовательская деятельность: звук и расстояние, громкий и высокий звук;
-ООД: «Звук передаётся по воздуху. Почему в космосе нет звука.»
-Дидактические игры:
«Узнай по голосу», «Угадай по звуку». Апрель
Сила ООД: «Что такое сила. Что такое вес.»
-исследовательская деятельность:
измерение веса, силы, удара, сравнительные измерения: «Кто ударит сильнее».
-ООД: «Давление под колёсами»;
-исследовательская деятельность: кто сильнее надавит;
-игровые измерения: сильный удар, слабый удар, средний удар. Май
Работа с родителями
Консультации для родителей:
- «Комфортная температура»;
- «Знакомство с цифровой лабораторией»;
-акция: «Энергосбережение»;
-праздник: «Сильные, смелые, ловкие».
Февраль
Январь
Март
Май
Ожидаемые результаты
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
Формируется первичные целостные представления о себе, о здоровье и о здоровом образе жизни. Развивается восприятие, мышление, речь, внимание, память.
Эмоционально реагирует на достигнутый результат и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Приложение № 1
Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»
«Измерение температуры»
Цель: учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём;
Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,
- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;
- Учить внимательно слушать воспитателя; уметь отвечать полным ответом, делать выводы,
- воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории.
Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная, горячая вода, кусочки льда.
Ход ООД:
- Ребята, я снова приглашаю вас в гости к мальчику Нураше в Лабораторию интересных исследований.
Надеваем фартуки и превращаемся в ученых.
В нашей лаборатории мы с вами продолжим учиться измерять температуру, а поможет нам мальчика Наураша из страны Наурандии. Он поделится с нами своими знаниями.
НАУРАША
Беседа
- Давайте вспомним, каким прибором мы измеряем температуру?
- Из чего состоит термометр? (трубочка с жидкостью, шкалы с делениями разного цвета)
- Какую температуру показывают деления синего цвета? Красного? Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0)
- С какими видами термометров мы с вами познакомились на предыдущем занятии? Температуру чего можно измерить?
- Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт? (Да)
- Каким прибором мы будем измерять температуру в лаборатории?
- Электронный датчик «божья коровка»
НАУРАША. Опытно-экспериментальная часть
Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты :
- Измерить температуру воды с синим стаканом (холодная вода) - Вода кипит при температуре 100 градусов – это легко заметить – как? (превращается в пар)
- Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода) Необходимо обратить внимание детей на осторожное обращение с горячими жидкостями.
- Ребята, а как получить лёд дома?
- Правильно, воду можно заморозить в холодильнике. Я налила воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла.
- Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов
- Измерить температуру льда
Лёд нужно положить в прозрачный стакан. Понаблюдать с детьми сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.
Измерить температуру воды в стакане со льдом
- Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
через левое плечо!
- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места продолжим нашу работу.
-Что такое 0 градусов? 0 градусов – это граница между теплом и холодом. Найдите на уличном термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории.
Налить в стаканчик холодной воды из-под крана, измерить её температуру, затем добавить в стакан несколько кубиков льда и снова измерить температуру.
Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.
- Эксперимент с горячей водой
Измерить температуру горячей воды – 60 градусов.
Итог:
- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? (Холодной, горячей воды, льда)
- Какой вывод можно сделать? ….)
- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.
-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.
Приложение № 2
Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»
ТЕМА: «Кислотность»
Цель: Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей об органах чувств;
- Дать детям представление о кислотности;
- Расширять кругозор детей;
- Закреплять умение работать парами.
Развивающие :
- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Расширять словарный запас детей;
- Развивать вкусовое восприятие;
- Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: Иллюстрации, ноутбук, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», контейнеры для опытов по 2 шт., на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой, одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; стакан с чистой водой на каждую пару детей, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов, бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, салфетки детские влажные, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте! Сегодня очередное занятие в научной лаборатории.
-Проверьте готовность (научные дневники) для записей
2. Часть Познавательная
Задание №1
Приглашаются 2 ребенка. Вы должны с закрытыми глазами определить, что попробовали и отгадать содержимое контейнера.
(Фрукты заранее разрезаны на маленькие кусочки, детям даётся по кусочку яблока и лимона. Пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт они ели.
-Что помогло вам определить? Язык.
-Что такое язык?
Орган чувств, который отвечает за распознавание вкуса. Язык расположен в ротовой полости. Язык — это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?
(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир
- Какие вкусы распознавал ваш язык? (сладкий и кислый)
-Какая часть языка какие вкусы распознаёт?
Кончик языка – чувствует сладкое и солёное,
Боковые стороны языка – чувствует кислое,
Корень языка –чувствует горькое
Вывод: Сравнивая вкусы мы проводим определённые измерения.
-Можно ли измерить кислоту прибором?
-Полезны ли кислые продукты?
Всегда ли кислота живёт там, где кисло?
3-я часть эксперимент
1. Загружаем программу.
2. Открываем модуль кислотность.
3. Выбираем настройку заданий.
4. Определяем задачи исследования.
• Познакомиться с понятием «кислота»
• Научиться измерять кислотность разных продуктов
Внимание! Перед проведением каждого измерения необходимо промыть датчик в чистой воде
Внимание! Начинать измерения необходимо после того, как наураша закончит формулировать задание.
Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
1. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение.
- Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
2. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.
- Произвести измерения.
- какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)
3. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
4. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
Приложение № 3
Конспект ООД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Тема: «Батарейка»
Программное содержание: Дать первичные представления об электричестве, познакомить с экспериментальным путем решения поставленных задач, развивать познавательно-исследовательский интерес.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать знания детей об электричестве,
-расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
- познакомить с устройством батарейки, ее свойствами.
Социально-коммуникативные:
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту,
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
-воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие :
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
-вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, сегодня у нас гости, давайте им подарим улыбку и скажем.
Дети:
Здравствуйте!
В: Мы сегодня с вами неспроста оказались здесь. В этой комнате у нас что?
Дети: Лаборатория!
В: а это значит, что мы будем ставить опыты, решать научные и технические задачки. Кстати, о задачках. Отгадайте-ка загадку!
Пыль любую он в квартире
Полностью в себя возьмёт.
Потолстеет вдруг животик,
Станет он, как бегемотик.
Пыль мы выбросим скорее,
Станет в комнатах светлее.
(пылесос)
А теперь еще загадка.
Гладит платья и рубашки
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг
И зовут его.
(утюг)
Дом без окон и закрыт,
А внутри холодный.
Если рядом кот сидит,
Значит кот голодный.
(холодильник)
Дом на ножках.
Посреди – окошко.
Засветится окно –
Появится кино
(телевизор)
В: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе?
Дети: Бытовая техника!
В: а работают эти приборы почему? Мы их включаем в розетку!
В: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет электрический ток?
Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?
Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в
землю или протянутым высоко над землёй, приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическому проводу. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек.
Вот по этим проволочкам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны. Потом ток попадает в розетку, а затем - в электроприборы.
А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам
поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам
, о пальчики другой руки
Чтоб работали приборы:
загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы,
на обеих руках
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс
стучат кулаком одной руки о кулак другой
Посмотрите, я отключила ноутбук от розетки, а он продолжает работать…. И телефон тоже работает…. А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится.
Посмотрите, как о батарейках говорят наши друзья-фиксики
Фрагмент мультфильма.
Итак, батарейка – это источник электрического тока.
Ребята, давайте попросим Наурашу рассказать нам об электрическом токе и батарейках?
Прослушивание урока №1.
А теперь возьмите все по батарейке и посмотрите, где плюс, а где минус. Это полюса батарейки, чтобы правильно подключить батарейку, нужно обращать внимание на полюсы.
Проведение опытов:
Измерение 3 батарейки.
Воспитатель показывает блок для батареек, предлагает вставить в него батарейки детям. Измерить с помощью датчика. Воспитатель предлагает поставить батарейки в ином порядке, измерить.
Хорошая и плохая батарейки.
В: Ребята, батарейки имеют свой срок годности и заряд тока в них не вечен. Когда батарейка устаревает, она не обеспечивает прибор током. Попробуйте измерить ток в старой батарейке.
А вы знаете, что произошло у Фиксиков? Посмотрите на экран!
Показ фрагмента 2 мультфильма.
Батарейки к сожалению, не питают растения, а даже наоборот, могут всей природе, ведь вещества, из которых сделана батарейка, ядовиты. Нужно правильно избавляться или как говорят взрослые, утилизировать батарейки.
Давайте посмотрим, что произошло с Шпулиным лимончиком.
Показ 3 фрагмента.
Рефлексия.
Мы отлично потрудились ребята и узнали много нового. От чего работают приборы? Где живет ток? Сколько полюсов у батарейки?
Хотите потанцевать?
Дети танцуют под песню Батарейки.
Возвращаемся в группу.