светлана авдонина
Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Практика организации
познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду
Младший дошкольный возраст (вторая младшая группа)
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.
Публикация «Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду :
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
Младший дошкольный возраст :
-способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
Виды деятельности
Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно- исследовательской деятельности.
Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.
Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.
В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности :
-Экспериментирование;
-исследование;
- коллекционирование;
-проектирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Последовательность детского экспериментирования :
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Прогнозирование результата (старший возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого).
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.