Елена Гальцева
Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по организации занятий
по познавательно-исследовательской деятельности
в рамках реализации программы
«Миры детства: конструирование возможностей»
Выделенная в качестве программной задача развития познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в условиях организации занятий в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Консультации для родителей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Характеристики организации занятий:
1) Участие взрослого в деятельности наравне с детьми;
2) Добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность.
Первый момент связан со стилем поведения воспитателя, второй – с подбором интересного, привлекательного для детей содержания занятия.
Говоря о партнерской деятельности взрослого с детьми, подразумевается, что воспитатель занимает демократическую – партнерскую, а не авторитарную позицию – учительскую. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением. Включенность в такую же деятельность, что и другие, - основной функциональный признак партнерства. Учитель – это руководитель, регламентатор, его позиция связана с психологическим принуждением. Он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно-неправильно).
Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной децентрации.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив вызывает пассивность ребенка, эмоциональный дискомфорт, невозможность самостоятельно принять решение, страх сделать что-то не так и агрессию, как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
Организация занятия в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее… Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; в самом процессе деятельности исподволь «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность к результату других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается «рабочий гул», разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего его характеризует «открытый конец», каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка взрослым действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось).
Партнерская позиция требует и определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. При размещении детей за партами (столами, а взрослого за письменным столом, как на школьном уроке, партнерская позиция невозможна. Для организации занятия в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть расположение за реальным круглым столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
Используемая литература
1. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками//Ребенок в детском саду 2002 № 5.
2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду 2003 № 3.