МААМ-картинки

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас»

Антонина Теплякова
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации — цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития старших дошкольников.

Публикация «Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учё том их возрастных особенностей:

• У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.

• Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.

• Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.

• Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми, подводными глубинами, дальними континентами.

• Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.

• Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

• Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.

• Проведение устного анализа проблемной ситуации. В старшей группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.

• Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).

• Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.

• Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.

• Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

• Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.

• Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.

• Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.

• Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.

• Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников старшей группы увлекают такие формы работы, как:

• Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту, изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду. Мы с детьми посетили городскую детскую библиотеку, городской музей народной культуры.

• Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В старшей группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

• Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике — процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера. Осенью с детьми оформили гербарий, Саша Д. и Муса Г. коллекционируют игрушки- динозавры, интерисуются древними животными.

• Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В старшей группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности. Вместе с детьми провели опыты «Воздух-неведимка», «Волшебница вода», «Чудо- лимон», «Удивительные свойства магнита», «Цветные льдинки», «Свойства снега», «Приготовление фруктового салата», «Здравствуй, солнечный лучик».

• Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалё нных территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.). С детьми рассматривали глобус, энциклопедии о динозаврах и видеоматериалы о жизни на севере и в Африке.

• Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования. В нашей группе был организован проект «Осень золотая», участвовали в областной экологической акции «Покормите птиц зимой», изучали русскую культуру на интегрированном развлечении вместе с родителями «Русские посиделки».

В нашей группе была организована выставка поделок из природного материала, есть уголок исследования «Мир вокруг нас», где находятся камни, магниты, микроскоп, набор круп, ракушки, песок и глина.

Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности

В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов, грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Таким образом, «Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Моя семья» Цели и задачи в разных возрастных группах. 1 младшая группа (от 2 – 3 лет) Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи,.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Мир вокруг нас. Птицы» в старшей группеФотоотчёт о занятии по лепке «Мир вокруг нас. Птицы» в старшей группе Задачи: - продолжать знакомить детей с многообразием птиц; - вызвать у детей эмоциональный отклик и желание создавать образ птички в.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас. История самолётов» Ход занятия: Ребята, в этой коробке лежит новая игрушка для вас. Но прежде чем открыть коробку и показать вам, что в ней находится, попробуйте.

НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема:.

НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема:.

Отчет в старшей группе «Мир вокруг нас. Птицы» Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Мир вокруг нас. Грибы съедобные и несъедобные»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Мир вокруг нас. Грибы съедобные и несъедобные» Был тёплый осенний день. Мы уже возвращались с прогулки в группу, стали спускаться по лесенке и вдруг кто-то из детей крикнул : " смотрите,.

Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду (младший возраст) Практика организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду Младший дошкольный возраст (вторая младшая группа).

Познавательно-экспериментальный проект «Мир вокруг нас» для средней группыПознавательно-экспериментальный проект «Мир вокруг нас» для средней группы Вид проекта: познавательно-экспериментальный. Продолжительность: среднесрочный. Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Миры детства: конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 12:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Теплякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД