Любовь Астафьева
Современные технологии взаимодействия с семьями, имеющими детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей в дошкольном учреждении помогает им увидеть многое, а сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Так же возникают трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада или наоборот участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях.
Публикация «Современные технологии взаимодействия с семьями, имеющими детей раннего возраста» размещена в разделах
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
• Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
• Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Цель педагогического коллектива – создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками образовательного и воспитательного процесса.
Задача детского сада – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону.
Перед нами стоит проблема – как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении должна решаться в трех направлениях:
- Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомится с деятельность ребёнка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
• Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду необходимость всё время развиваться. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, основанные на принципах открытости, доверия и сотрудничества, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.
К современным формам взаимодействия относят четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
- открытые занятия;
- мастер-класс;
- семинары;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей);
- утренние приветствия;
- семейные проекты.
Информационно-аналитическое направление – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование, личные беседы, опрос, интервью.
Наглядно-информационные формы взаимодействия : дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности (выставки детских работ, фотоотчеты, представленные в виде стенгазеты или слайд-шоу, видеофильмы).
Досуговое направление – призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- развлечения;
- праздники;
- празднование дней рождения;
- выставки;
-акции;
-конкурсы к традиционным праздникам;
-дни добрых дел.
Данные современные формы взаимодействия позволяют родителям объективно увидеть деятельность педагога, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Мы все вместе должны стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас.
Разнообразные формы взаимодействия призваны помочь нам перевести родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активные участники образовательного и воспитательного процесса детей.