Людмила Фельдман
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
"Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития"
Г. Плеханов
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»
Константин Георгиевич Паустовский
Художественная деятельность, так же как и игра, является привлекательной для дошкольного возраста. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, драматизируют любимые произведения. Художественная деятельность развивается на протяжении всего дошкольного детства, но наиболее интенсивно ее развитие происходит ближе к концу дошкольного возраста.
Публикация «Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Следует отметить, что оба фактора необходимы и взаимосвязаны: ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. Дети с удовольствием занимаются творчеством, особенно если у них это хорошо получается, но если навыки отсутствуют, то результат может настолько отличаться от задуманного, что вследствие этого возникает своеобразный барьер в занятиях художественной деятельностью. Отсюда «боязнь чистого листа» и неизменное «я не умею». Поэтому педагог должен создавать максимально благоприятные условия для занятия творчеством: обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, художественным средствам их выразительного исполнения.
Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений :
• Технологии проектной деятельности
• Технология исследовательской деятельности
• Технология «ТРИЗ»
• Информационно-коммуникационные технологии
• Технология проблемного обучения в детском саду
• Технология портфолио дошкольника
• Игровая технология
• Технология разноуровневого обучения
• Здоровьесберегающие технологии
Наиболее продуктивными и часто применяемыми для развития художественной деятельности дошкольника являются игровая технология и технология ТРИЗ как наиболее органичные для проявления детской инициативы и реализации возможностей ребенка, ведь каждый дошкольник – это маленький исследователь, желающий создавать. И именно эти технологии позволяют выстроить непосредственное и систематическое общение педагога и ребенка, раскрыть творческий потенциал дошкольника, развить тягу к творчеству.
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. В своей работе я использую нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование данной технологии позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, что позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
В качестве одного из средств реализации ТРИЗ я использую нетрадиционные техники рисования.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенные навыки изобразительной деятельности, и формообразующие движения сформированы достаточно. Но ребенок в этом возрасте уже критичен к результатам своей деятельности, поэтому ему нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. С этой задачей прекрасно справляется нетрадиционная техника рисования. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение, стимулирует фантазию и самостоятельность. Например: чем нарисовать льва, если есть только краска, а нет кисточки? В ход идет мятая бумага и ладошки и пальцы ребенка. А с помощью белого воскового мелка и акварели рисуется прозрачное объемное стекло.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится способом обучения, деятельностью для реализации творчества, методом терапии.
В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.
Отдельные нетрадиционные техники рисования, такие как «Монотипия», «По мокрому», «Оттиски», «Рисование с секретом», позволяют создавать игровые ситуации, при которых каждая из этих техник - маленькая игра, в которой есть правила, но результат неизменно разный и удивительный. Использование подобных техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, увереннее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, а применение игровых приемов помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В современных условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности особое значение приобретают ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность, находясь дома, смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В дальнейшем ребенок может самостоятельно выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это позволяет убедиться, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок реализует и закрепляет полученные знания, умения и навыки.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагог тем самым параллельно повышает и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль наставника и партнера. Такое взаимодействие позволяет ребенку получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это помогает лучше узнать своих детей : их интересы, потребности, желания и способности. При этом важно помнить, что для дошкольника дистанционное обучение не урок, а игра, развлечение.
Применима эта технология и для развития и закрепления художественных навыков у часто болеющих детей. Только роль педагога на себя частично может взять один из детей группы. В старшем дошкольном возрасте уже формируются стойкие дружеские симпатии, выстраивается система взаимоотношений, включающая эмпатию, взаимоподдержку. И, как известно, один из действенных способов в чем-то действительно разобраться – попробовать объяснить это другому.
В условиях динамично меняющегося мира необходимость информатизации сферы образования зачастую воспринимается педагогом как инновация, в то время как для дошкольника это является вариантом нормы получения новых умений и навыков.
Таким образом, можно утверждать, что использование современных педагогических технологий – это перспективное направление в развитии инициативы и творчества дошкольников, раскрытия индивидуальных особенностей и потенциала каждого ребенка, маленький мост в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми.