Наталья Ясинова
Современные технологии развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Публикация «Современные технологии развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка. Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.).Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах. Типичные морфологические ошибки в речи детей. 1. Неправильные окончания имё н существительных:
а) родительный падеж, мн. число:с окончанием –ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов;с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев;б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке;в) дательный падеж – Пети, Свети, Мити;г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом;д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром;е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе. 2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре. 3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки. 4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун. 5. Образование глагольных форм.
а) повелительное наклонение – искай (ищи, спей (спой, скакай (скачи, ехай (езжай, склади (сложи);б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу, плакать – плакаю (плачу, мочь – можу (могу);в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят, давать – дадишь (дашь). 6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая. 7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее. 8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья. 9. Склонение числительных – двое домов; с двумями. Синтаксические ошибки в речи детей.
Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:- на первое место ставится наиболее важное для ребё нка слово: «Куклу мама купила»;- вопросительное предложение начинается с того, что для ребё нка важнее: «Заплакала Маша почему?»;- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …». Неправильно иногда оформляется союзная связь:
- опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;- один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют».
Ошибки в словообразовании. а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»;б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»;в) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас».Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях:
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной : учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.
В морфологии. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматичесие формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа и одушевленности-неодушевленности. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм ( особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей).В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный, изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения ( возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений. Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы, со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише. В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи : местоимения, наречия, союзы, предлоги.
В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель, префиксальный (писать – переписывать, смешанный (застольный, разбежаться).Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, снегурочка, подснежник).Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, масленка, направления движения (ехал, поехал – выехал).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простыеи сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок. Пути формирования грамматически правильной речи :
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок.
Создание благоприятной речевой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу своей подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И, наоборот, если речь воспитателя неряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога. Обучение детей трудным грамматическим формам. Формирование грамматически правильной речи осуществляется на занятиях и в повседневном общении. На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй, изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей, употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др. На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии, строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи с решением других задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.
Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:1. Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи. 2. Часть занятия по методике развития речи. а) грамматические упражнения проводятся на материале занятия;б) грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием;3. Занятия по другим разделам программы (развитие элементарных математических представлений, ознакомление с природой, рисование, аппликация, лепка, физкультурные и музыкальные занятия).При планировании занятий важно правильно определить программное содержание, подобрать словесный материал, продумать методы и приемы обучения правильным грамматическим формам (дидактическая игра, специальное упражнение, образец, объяснение, сравнение и др.).Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри. положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол, употреблению местоимений их, к ним и согласование их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы.
Примеры игр и игровых упражнений. Для усвоения родовой принадлежности.
Игра «Опиши картинку». Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).Картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Например, яблоко. Воспитатель спрашивает: «Какое оно?». Дети отвечают: «Большое, спелое, круглое, розовое, сладкое».
Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:
- Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это?
- Желтая, вкусная сочная, спелая. Что это?
- Большое, спелое, круглое, сладкое. Что это?
Дидактическая игра «Три рейки» Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).Сначала детям дают задание в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна. В третью – про которые говорят одно. Затем они должны разложить картинки на рейки в том же порядке.
Игра «А что у тебя?» Цель – использовать слова с противоположным значением.
- У меня длинная лента. А у тебя какая?
- У меня маленькая матрешка. А у тебя какая? и т. д.
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже. Словесное упражнение «Чего нет у Тани?»
- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи одевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, сапоги, колготки, гольфы, носки, рейтузы, брюки, куртку, свитер).
- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)
Игра «Один и много».
- У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
- У меня один сапог. А у тебя? – У меня много сапог и т. д.
Игры и упражнения на употребление глаголов и причастий.
Упражнение «Кто, что умеет делать».
Собака – лает, сторожит (дом, рычит, бегает, грызет (кости).
Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко.
Игра «Кто больше назовет действий».
- Что можно делать с мячом?
- Что можно делать с водой?
- Что можно делать с цветами?
Словесное упражнение «Где что можно делать».
- Что можно делать в лесу?
- Что можно делать на реке?
- Что можно делать в огороде?
Словесное упражнение «Расскажи какой?»
Мальчик читает. Какой мальчик? (читающий).
Девочка прыгает. Какая девочка? (прыгающая).
Дерево цветет. Какое дерево? (цветущее).
Методика формирования синтаксических навыков
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача, связанная с формированием навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Сначала детей учат отвечать на вопросы взрослого одним словом:
- Что делает мама? (Читает).
- Что делает собака? (Лает).
- Что делают дети? (Поют).
Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы.
- Что девочка делает? – Девочка рисует.
- Что делают ребята? – Ребята слушают радио.
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно. Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение» :
- Учитель учит кого? (Учеников).
- Почтальон разносит что? (Письма, газеты).
- Часовщик чинит что? (Часы).
- Врач лечит кого? (Больных).
Рассматривая картинку или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.
- Это кто? – Кошка.
- Какая кошка? Кошка, - говорит воспитатель, понижая голос, …
- …серая, пушистая - договаривают дети.
- Что делает серая пушистая кошка?
- Серая пушистая кошка …лежит на коврике.
В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Например:
Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
- Какая сегодня погода? (Хорошая).
- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя).
- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый).
- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный).
- А когда нет ветра? (Безветренный). И т. д.
Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов. Предложения.
Дети были в школе. Мальчик зашел в дом.
Снег лежал на крыше. Кошка залезла под кресло.
Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.
Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.
Посуду поставили на стол.
Вопросы.
Откуда пришли дети? (Из)
Откуда сбрасывали снег? (С.)
Откуда слетел воробей? (С)
От чего отходят пароходы? (От)
Откуда убрали посуду? (Со)
Откуда вышел мальчик? (Из-за)
Откуда вылезла кошка? (Из-под)
Откуда вынырнул пловец? (Из-под)
Откуда вышел человек? (Из-за)
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребёнка использовать различные синтаксические конструкции. 2. Детям показывают пару картин: лимон – апельсин, василек – мак, чашку и кружку и т. п. Дети по образцу воспитателя должны составить предложение. Например, «Лимон кислый, а апельсин сладкий» или «Мак красный, а василек синий».3. Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисована рисующая девочка и говорит, что они будут играть в игру «Снежный ком». Правила игры – воспитатель составляет предложение по картинке из двух слов: «Девочка рисует», а каждый следующий ребенок должен добавить к этому предложению еще одно слово:
- Девочка рисует картинку.
- Девочка рисует картинку карандашами.
- Девочка рисует картинку цветными карандашами. И т. д. 4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки и разложить их по группам: транспорт, школьные принадлежности, посуда и т. п., а затем составить предложение с конкретным набором предметов. Например, «Ученику для школы купили школьные принадлежности: пенал, ручки, карандаш.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, у детей закрепляют умение образовывать наименования посуды, детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много ласточки, синички). Эти навыки закрепляются в играх «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?» и др.
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.
С детьми проводятся игры:1) на образование существительных от глагола:
«Назови профессию человека» - часы чинит – часовщик;дома строит – строитель;сапоги шьет – сапожник;билеты проверяет – билетёр;
в библиотеке работает – библиотекарь и т. д.
«Кто он такой?» -
за всех заступается – заступник;
много работает – работник;
часто дерётся – драчун
очень много говорит – говорун и т. п.
2) на образование существительных женского рода с помощью суффиксов.
«И я тоже» -
он летчик – я тоже летчица;
он плясун – я тоже плясунья;
он умник – я тоже умница и т. д.
Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники) (берёза, берёзовый, подберёзовик; лист, лиственный, листопад).
Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее- (-ей, -е-, -те- (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом) : чистый – чище – более чистый.
Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш- (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).
Целесообразно проводить упражнения
а) на образование прилагательных от основ существительных:
- варенье из малины – малиновое;
- варенье из клубники – клубничное и т. д. ;
б) на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:
- занимается спортом – спортсмен;
- играет в футбол – футболист;
- катается на лыжах – лыжник;
- хорошо прыгает – прыгун и т. п.
в) на образование притяжательных прилагательных:
у лисы хвост – лисий, у зайца – заячий, у собаки – собачий …
Следует познакомить детей и с образованием слов в случае слияния двух основ:
- самолет, паровоз, теплоход, мясорубка, хлеборезка;
Таким образом, работа по формированию навыков словообразования проводиться во всех возрастных группах с учетом принципов преемственности и развивающего обучения.