Елизавета Караулова
Современные технологии и методики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития. Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.
Публикация «Современные технологии и методики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Социально-педагогическая профилактика противоправного поведения подростков в общеобразовательных организациях - это комплекс воспитательных мер, направленных на предупреждение негативных явлений в социальной среде, ближайшем окружении, семье, которые влияют на формирование противоправного поведения у детей и подростков.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дал определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений, а также сформулировал основные задачи и принципы такой деятельности.
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются :
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Содержание основных задач включает в себя социальную, правовую и педагогическую деятельность в качестве основных компонентов. Иными компонентами может быть медицинская, психологическая, психиатрическая и другие виды деятельности, способствующие решению указанных задач.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:
законности;
демократизма;
гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи и взаимодействия с ней;
индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Принципы – это общие, основополагающие начала, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый из принципов является обособленным и самостоятельным, находясь при этом в тесной связи между собой, взаимозависимости и взаимообусловленности. В своей совокупности принципы составляют определенную систему и призваны определять и направлять деятельность субъектов профилактической деятельности.
Важная роль в этой работе отводится образовательным учреждениям, на которые в соответствии с действующим законодательством возлагается широкий спектр обязанностей по организации профилактической работы с обучающимися и их семьями, стоящими на различных видах учета, что предполагает:
создание условий для обеспечения социально-психологической защиты детей;
организацию мониторинга и сбора сведений о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, для создания единой базы данных;
осуществление адресной профилактической работы с конкретным ребенком и конкретной семьей с учетом данных мониторинговых исследований.
Необходимо отметить, что профилактическая работа должна быть направлена на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни обучающегося.
В этих условиях разработка и внедрение современных форм и методов профилактической работы рассматривается как эффективный механизм предупреждения, реабилитации и коррекции асоциальных проявлений в детской и молодежной среде, а также повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
Наиболее эффективными в этой связи становятся активные и интерактивные формы, которые позволяют обучающемуся не только получать информацию, но и научиться практически действовать, рассматривая собственную жизнь, как предмет преобразования. К числу таких форм относятся:
продуктивная игра (ролевая, деловая, социально-моделирующая и др.) как разновидность социальных проб на основе моделирования социальных отношений и создания актуальных продуктов;
проблемно-ценностная дискуссия, дебаты, диспут как организация «встречи» обучающегося с социальной ситуацией-проблемой для формирования своей личностной позиции;
круглый стол как свободная площадка для диалога разнородных участников с обсуждением острых проблем;
тренинговое занятие как способ достижения заявленного результата «здесь и сейчас» посредством оптимизации внутренних ресурсов личности;
акция, агитбригада, марафон как яркое социально значимое событие для публичной демонстрации гражданской позиции в условиях реального социума.
Использование активных и интерактивных форм в организации педагогического просвещения родителей позволит вооружить их актуальной информацией и показать возможности ее применения в условиях возникающих вызовов. К числу таких форм относятся:
курс лекций как систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме («Психология подростка», «Что я знаю о детской преступности?», «Ваш ребенок – подросток, будьте внимательны!» и др.);
обучающий семинар, практикум как оптимальное сочетание теоретических знаний с их практическим применением в условиях конкретной семьи («Учимся строить отношения», «Наши ошибки в воспитании детей» и др.);
продуктивная игра (организационно-деятельностная, командообразующая, правовая) как разновидность социального моделирования посредством проектирования отношений и создания актуальных продуктов для снижения рисков возникновения правонарушений у детей («Учимся слушать своего ребенка», «Стрессы, как ими управлять?», «Моя семья – моя крепость» и др.);
диспут, круглый стол как платформа для свободного общения разнородных участников с обсуждением острых проблем («Детство – без жестокости и насилия», «Конфликты: стратегии выхода», «Я – пример для своего ребенка» и др.);
семейные гостиные, вечера, посиделки как территория безбарьерного взаимодействия детей и взрослых и укрепления семейных ценностей и традиций («Семейная атмосфера», «Моя семья – мое богатство», «Моя семья – за здоровый образ жизни!» и др.);
встречи с представителями органов профилактики («Правовая ответственность подростка», «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния», «22.00 – ваш ребенок дома?» и др.).
Предупреждение повторных правонарушений предполагает организацию работы с обучающимися, которые уже состоят на различных видах учета, а также содействие в позитивном изменении среды ближайшего социального окружения ребенка. В этой связи необходимо максимально использовать возможности межведомственного взаимодействия с привлечением специалистов профильных учреждений и организаций (центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и т. п.).
Следует отметить, что в отличие от мероприятий, проводимых в рамках раннего предупреждения девиантного поведения, где профилактическая работа реализуется преимущественно в формате коллективной деятельности, на этапе по предупреждению повторных девиаций преимущественное значение приобретает работа в малых группах и индивидуальная профилактическая работа.
Зарекомендовали себя как наиболее эффективные в индивидуальной профилактической работе следующие формы:
тематические заседания Совета профилактики («Внеурочная занятость подростков как способ профилактики правонарушений», «Роль семьи в воспитании потребности в здоровом образе жизни» и др.);
индивидуальные консультации ребенка и родителей («Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации?», «Как помочь ребенку в стрессовой ситуации?» и др.);
индивидуальные занятия с использованием технологий арттерапии, изотерапии, библиотерапии, песочной терапии для релаксации, нормализации самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения, стабилизации эмоционального состояния;
индивидуальные коррекционные тренинги, в том числе тренинги когнитивного развития, эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, профилактики рецидивов и др. ;
творческие мастерские для профессиональной ориентации и обеспечения временной занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета.
При этом индивидуальные формы профилактической работы целесообразно сочетать с групповыми, объединяя детей по реализуемым целевым установкам, сходным особенностям личностного развития и адекватной специфике поведения.
Вышеизложенные подходы к организации деятельности образовательных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе образовательных организаций.
Таким образом, системное использование современных форм профилактической деятельности в образовательной организации позволит обеспечить адресную поддержку и помощь несовершеннолетним и их семьям, оперативно реагировать на сложные социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка. Важно отметить, что эффективность реализуемых профилактических мероприятий обусловлена комплексным характером всех прилагаемых мер на основе межведомственного взаимодействия и командной работы.