Зоя Виталиевна Разумная
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района»
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Публикация «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Профилактическая деятельность учреждения регламентируется:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ;
3. Федеральным законом от 24.06.1999 г №120-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);
4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;
5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;
7. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
8. Письмом Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России от 21.09.2015 г. № ВФ-1376/6 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»;
9. Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»);
10. Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5 «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений»;
Вступление
В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу в данном направлении.
Основные причины происхождения детской безнадзорности :
1. Материальное неблагополучие:
низкий доход членов семьи
потеря кормильца
безработица члена (членов) семьи
неполная семья
многодетная семья
2. Семейное социальное неблагополучие :
пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей
длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)
семейные конфликты
3. Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость.
Основная часть.
Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2018-2019 учебного года и реализацию плана работы на год:
1. Профилактика асоциального поведения среди воспитанников.
С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.
В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов.
Согласно направлениям, отмеченным в плане работы соцпедагога, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приё мов работы по следующим видам деятельности:
• Работа с родителями,
• Сотрудничество со структурами системы профилактики,
• Формирование ЗОЖ,
• Участие в творческих делах учреждения,
• Аналитическая и диагностическая деятельность.
Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям :
1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.
2. Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди воспитанников.
3. Профилактика суицидальных попыток.
4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактическая деятельность учреждения осуществляется силами социально-психологической службой совместно с воспитателями.
Усиление совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения.
В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости детей во внеурочное время
В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря, где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время.
В учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Воспитанники центра пропускают учебные занятия только по уважительным причинам.
Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи, низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни семьи соцпедагог обследуют семьи воспитанников центра, составляют акты обследования.
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения воспитанников центра, правового просвещения, в учреждении проводятся следующие мероприятия:
• встречи с работниками правоохранительных органов;
• занятия по правовому воспитанию : «Подросток и закон», «Как не стать жертвой преступления», «Виды правовой ответственности несовершеннолетних», «Разрешение конфликтов без насилия», «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и её возникновении», «Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации»;
• просмотр видеороликов «Горькая правда о пиве», «Смерть от курения», «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»;
• анкетирование обучающихся «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье
• индивидуальные профилактические беседы с детьми по темам: «Правила поведения», «Соблюдение режима дня школьника».
Педагогический коллектив учреждения продолжает целенаправленную профилактическую работу как с воспитанниками центра, так и с их родителями.
Заключение.
Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и воспитателей, позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими детьми.
2. 2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные отсутствия
3. Работа с Семьями, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.
4. Обеспечение организации спортивных секций и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
5. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения.
6. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Воспитатели проводят беседы и консультации с воспитанниками центра и родителями (законными представителями).
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача коллектива учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного и школьного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления : меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Деятельность учреждения по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям :
1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
2. формирование Здорового образа жизни;
3. профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
4. патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
По всем этим направлениям составлены планы работы.
Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН.
Большая работа проводится с воспитанниками стационара.
Работа с воспитанниками:
Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
3. Проведение тематических занятий и праздников.
4. Участие в творческих конкурсах.
Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация индивидуальных консультаций с родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:
- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т. д. ;
- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр, утренняя гимнастика;
- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества.
Привлекая детей к творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Благодарю за внимание и поддержку!