Тамара Санникова
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
▼ Скачать + Заказать документы
План подготовки педагогического совета
«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Цель: проведение системного анализа работы учреждения образования по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи:
1. Определение проблемных направлений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Публикация «Педсовет „Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
2. Определение сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Выбор соответствующих форм и приемов работы с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями.
4. Формирование стремления к взаимообмену эффективным педагогическим опытом построения отношения с обучающимися и их родителями на основе личностно-ориентированного подхода.
Ожидаемый результат:
- создание условий для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на снижение роста правонарушений, преступлений;
- формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам практического действия, направленного на снижение роста правонарушений и преступлений.
Форма педагогического совета: круглый стол.
Виды деятельности
1. Организация методической выставки «Эффективные методы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» Педагог социальный Звонкова Т. Н.
2. Подготовка к проведению групповой работы педагогов по проблеме «Трудный ребенок – кто он?» Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.
3. Составление и реализация плана Декады правовых знаний“Мы и закон” Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.
4. Проведение и анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних Заместитель директора по ВР
Санникова Т. В.
5. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования Заместитель директора по ВР
Санникова Т. В.
Выявление эффективных приемов и методов профилактической работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями (занятия реабилитационной группы, клуба «Подросток» Руководитель МО Бакштай О. П.
Составление проекта решений педагогического совета Заместитель директора по ВР
Санникова Т. В.
План работы
заседания педагогического совета
«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
1. Введение в тему педагогического совета. Выбор наиболее точного определения «Трудный ребенок – кто он?»
Работа в группах. Директор Изобова И. М.
2. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования
Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.
3. Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития.
Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.
4. Анализ эффективности работы реабилитационной группы, клуба «Подросток».
Информация педагога социального Звонковой Т. Н., руководителя клуба «Подросток» Сазоновой Е. Н.
5. Анализ анкетирования «Закон и мы» по проблеме формирования законопослушного поведения.
Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.
5. Разработка памяток по организации индивидуальной и коллективной профилактической работы с несовершеннолетними
Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.
6. Подведение итогов. Обсуждение и принятие решений.
Информация директора школы Изобовой И. М.
Ведение в тему педагогического совета
«Трудный ребенок – кто он?»
Изобова И. М.
Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации Подростки не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос «Кого мы называем трудным подростком?»
Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки зеленого цвета по 4 для каждого члена команды. Возьмите их в руки. А сейчас подумайте и запишите по одному качеству «Трудного ребенка» на каждом листочке. Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать вы должны произнести вслух, чтобы члены вашей команды знали, что это «качество» уже занято.
Сейчас из 16 карточек вы должны оставить 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».
Разложите карточки по образцу в 3 столбца по 3 карточки в каждый. Далее, используя 3 карточки по диагонали, или горизонтали, или вертикали, составьте предложение «Трудные ребенок – это …». Возьмите лист желтого цвета и запишите его. Далее озвучьте предложение вашим членам группы и выберите наиболее удачное. А номер 3 озвучит всем.
«О системе работы педагогического коллектива
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Санникова Т. В., заместитель директора по воспитательной работе
В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяются два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.
Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с законными представителями;
д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;
е) работа с детьми девиантного поведения;
В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.
В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной целью является усовершенствование системы оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации; предупреждение противоправного поведения учащихся школы; профилактика вредных зависимостей, употребления токсических и наркотических веществ; профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся; активизация воспитательной позиции законных представителей.
Всего за 2016 календарный год проведено двенадцать плановых заседаний Совета, из них 2 (24.10.2016, 25.05.2016) совместных заседания Совета учреждения образования» Яновичская средняя школа Витебского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Совета общественного пункта охраны и порядка при Яновичском сельском исполнительном комитете.
Динамика положения дел в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, в семьях, где воспитываются дети, состоящие на внутреннем контроле, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Витебского райисполкома, ежемесячно рассматривалась на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования.
Показателем эффективности профилактической работы учреждения образования является количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися.
На профилактический учет в ИДН Витебского РОВД 10.06.2016 года поставлены Точиленко Владислав, Точиленко Станислав, Юпатов Сергей. За период с 10 июня по 10 декабря 2016 года с ними и их законными представителями проведена профилактическая работа.
В школе организована работа клуба «Подросток» под руководством Сазоновой Е. Н, проводятся еженедельно занятия реабилитационной группы с дневным пребыванием детей (социальный педагог Звонкова Т. Н.). В субботу члены реабилитационной группы вовлечены в общешкольные мероприятия.
С целью обеспечения полезной занятости несовершеннолетних различных видов учета проводятся занятия по интересам, факультативные занятия, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день.
Факультативные занятия и занятия дополнительного образования посещают 100% школьников, состоящих на всех видах учета.
Одним из эффективных методов профилактического воздействия является постановка детей с девиантным поведением на внутренний контроль.
На протяжении года количество состоящих на внутришкольном контроле детей периодически уменьшалось и остановилось на цифре два.
Настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дают возможность получить положительные результаты.
В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений организованы встречи с помощником прокурора Витебского района Осипенко Е. В., заместителем КДН Адамович Е. С. «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».
Педагог-психолог УО «СПЦ Витебского района» Гана Валерьевна провела индивидуальные коррекционные занятия с учащимися «Конфликты и их решения».
Вывод: в учреждении образования организована целенаправленная работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закона о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Рекомендации:
1. Проводить дальнейшую работу по своевременному выявлению семейного неблагополучия и отрицательного влияния семьи на развитие ребенка
2. Рассмотреть на очередном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования вопрос о повышении ответственности за раннее выявление семейного неблагополучия среди дошкольников в ГУО «Яновичский ясли/сад Витебского района», УЗ – неорганизованные дошкольники (от 0 до трех лет)
3. В связи с тем, что профилактическая работа с обучающимися и их семьями не привела к полной стабилизации семейного благополучия, необходимо усовершенствовать работу СППС через комплекс мер:
3.1. Усилить ответственность работников ГУО “Яновичский ясли-сад”, УЗ за раннее выявление признаков семеного неблагополучия и сообщения о нем в учреждение образования для экстренного реагирования
3.2. Заслушать на заседании СП ежемесячно отчеты классных руководителей о работе с семьей и ребенком
3.3. Изучить требования по ведению документации личных дел СОП, ВШК, ИДН на методическом объединении классных руководителей до 5 января 2017 года. Руководитель МО Бакштай О. П.
3.4. Исключить формальный подход в работе с ребенком, признанным в социально опасном положенни, и его семьёй со стороны классных руководителей Родулевич Д. О., Савенка Н. А.
3.5. Своевременно оформлять необходимые документы по требованию органов опеки и попечительства, РОВД, ИДН
3.6. Социальному педагогу докладывать администрации УО о состоянии документации по ведению личных дел СОП, ИДН, ВШК ежемесячно
3.7. В профилактической работе с неблагополучными семьями придерживаться алгоритма взаимодействия всех заинтересованных структур постоянно
Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития – групповая работа с педагогами
Бакштай О. П., руководитель МО
Я предлагаю вам обменяться мыслями, идеями по организации системы деятельности по работе с трудными детьми. Для этого возьмите лист голубого цвета и запишите 5 идей - предложений по организации работы с трудными детьми, на это вам дается 5 минут, записали – подвели черту.
А сейчас встаньте из-за своих столов, задвиньте стулья, найдите пару с коллегой из другой группы обменяйтесь идеями и запишите себе новые, подвели черту, на это вам дается 2 минуты.
Теперь присядьте за стол в свою команду и обменяйтесь идеями и запишите недостающие.
У какой команды наибольшее количество идей?
Команда зачитывает, остальные отмечают уже озвученные идеи и потом дополняют.
Идеи записываются на доске.
О работе реабилитационной группы дневного пребывания
при ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»
Педагог социальный Звонкова Т. Н.
На базе учреждения образования второй год работает реабилитационная группа дневного пребывания.
Деятельность реабилитационной группы регламентируется положением, утверждённым директором учреждения образования. Зачисление и отчисление детей в реабилитационную группу производится на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних, оформляется приказом руководителя учреждения образования.
Несовершеннолетние посещают реабилитационную группу 2 раза в неделю в течение учебного года.
Реабилитационную работу с детьми проводят специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий. В четверг – проводит педагог социальный Звонкова Т. Н. ; в субботу – классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий согласно плану работы.
Цель работы реабилитационной группы:
Оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи реабилитационной группы:
профилактика социального сиротства;
психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних;
налаживание и укрепление детско-родительских отношений;
помощь в стабилизации обстановки в семье;
развитие навыков культурного поведения несовершеннолетних;
содействие несовершеннолетним в преодолении трудностей в учёбе;
полезная занятость детей во внеурочное время.
Формы реабилитационной работы с детьми подбираются в зависимости от проблем, потребностей и ресурсов семьи и несовершеннолетнего.
Одночасовое занятие группы делится на 2 части: в первой части занятия проводится коррекционная работа с несовершеннолетними (занятия с элементами тренинга, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, ролевые игры, дискуссии).
Во второй части занятия используются интерактивные формы работы, проводятся викторины, игры, спортивные, практические занятия. Самыми яркими занятиями реабилитационной группы в 1 и 2 четвертях были следующие мероприятия: выпуск листовок «Я против курения», тренинг «Моя школа», творческий отчёт «Мои каникулы», час общения «Доверие», игра «Портрет коллектива», психологическая игра «Невероятное путешествие».
О работе клуба «Подросток»
на базе ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»
Руководитель клуба «Подросток» Сазонова Е. Н.
На базе ГУО «Яновичская средняя школа с 1 сентября 2016 года» работает клуб «Подросток».
Задачи клуба:
• защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• знакомство подростков с новыми формами поведения;
• обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения;
• создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;
• знакомство подростка с самим собой;
• повышение уровня знаний подростков о свойствах человеческой психики и личности, механизмах действия психоактивных веществ, социальных и психологических законах функционирования человека в обществе;
•гуманизация системы ценностей подростка;
• формирование ответственного отношения к личностным выборам;
• развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Занятия в клубе проходят 2 раза в месяц; тема занятий соответствует запланированной.
Приоритетными направлениями деятельности клуба являются
- организация и проведение мероприятий по направлению
деятельности клуба;
- организация содержательного досуга и общения обучающихся;
Занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно 9-14 лет.
С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).
Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних
Для понимания специфики поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. В результате выяснено следующее.
1) Дети и подростки, их родители достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:
а) Был порядок в стране;
б) Жизнь была безопасной;
2) Из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:
1 место: Конституция РБ;
2 место: Закон РБ «Об Образовании»;
3 место: Устав школы.
3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Родители считают, что важнейшим правилом является «уважать старших».
4) В связи с тем, что подросткам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».
Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час.
Родители детей и подростков готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.
5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа.
Родители очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).
6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, самый типичный ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители отметили такие важнейшие правила: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».
7) В вопросе. почему же дети и подростки нарушают правила и законы, они отмечают:
а) нечем заняться;
б) взрослые показывают пример;
в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;
г) хотят показать себя, отличиться;
д) нехватка внимания.
Родители здесь единодушны:
а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;
б) отсутствие положительного примера взрослых;
в) не думают и не знают о последствиях;
г) снижение моральных норм в СМИ;
д) попадают в плохую компанию.
8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:
а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;
б) так как за несоблюдение закона могут наказать;
в) независимо от обстоятельств;
г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;
д) не знаю
9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:
- гулять с друзьями;
- отдыхать дома или заниматься домом;
- спорт и делать уроки.
Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.
10) Ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время, мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Родители добавляют, что они хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.
11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают: -БРСМ, БРПО.
Таким образом, современные дети большую часть своего свободного время проводят дома, ограничивая возможности для своего социального развития.
12) Что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы: - личный пример взрослых;
- воспитывать своих детей;
учить законам и правилам.
Организация
индивидуальной и коллективной работы с проблемными детьми
Бакштай О. П., руководитель МО
А сейчас мы переходим к практической работе. Используя идеи, которые мы с Вами выдвинули, за 10 минут вы должны составить:
1 команда – «Памятка классному руководителю «Система профилактической работы с «трудными детьми».
2 команда – Буклет для родителей «Система профилактической работы с «трудными детьми».
3 команда – Постер для учащихся «Где и как мне могут помочь?»
Презентация памяток, буклетов, постеров.
Памятка
классному руководителю
по работе с проблемными детьми
1. Завести дневник наблюдений.
2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.
7. Ежедневно встречаться с подростками.
8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.
9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
12. Предупредить возможность неправильных действий детей.
13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
14. Обучить детей методам самовоспитания.
15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.
16. Индивидуальное шефство.
17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
18. Привлечение родительской общественности.
19. Поддерживать тесную связь с ИДН.