Анна Дмитриева
Современные психокоррекционные технологии поведенческой терапии при работе с детьми с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
И. И. Мамайчук выделила основные направления психокоррекционной работы с детьми с аутизмом. Работа направлена на ориентацию ребенка с аутизмом во внешнюю среду, обучение ребенка простым навыкам коммуникации, более сложным формам поведения, развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Публикация «Современные психокоррекционные технологии поведенческой терапии при работе с детьми с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
М. Ю. Веденина в своих работах анализирует опыт зарубежных стран США, ФРГ, Израиля, Японии, где разработаны и успешно применяются в практике с детьми с аутизмом, методики, оценивающие несколько функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Использование в практической работе подобных методик позволяет упростить и повысить эффективность процедуры проведения диагностики и составления программ. В качестве примера таких методик можно привести диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго); опросник VB-MAPP, приведенный О. Мелешкевич, Ю. Эрц, разработанный М. Сандбергом, направленный на выявление затруднений ребенка и определение того, какие навыки формировать в первую очередь.
Е. Э. Артемова, Е. В. Исаева подчеркивают, что ключевую роль в психокоррекционных практиках играет человеческий фактор, ведь работает не «метод», а конкретный человек является носителем того или иного метода.
Практика терапевтической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в мире показала, что их «лечением» являются коррекционно-развивающие и учебные программы, и хотя специалистами разных стран разработаны многочисленные подходы, методы и средства психолого-педагогической коррекции, на сегодня нет однозначности и согласованности в отношении выбора и применения этих подходов.
М. Ю. Веденина выделяет, что распространенность получили такие психокоррекционные подходы как поведенческий анализ; обучение опорным (базовым) реакциям; структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку; стратегия управления собственным поведением, «самоуправление»; коммуникативная система обмена изображениями.
На сегодняшний день коллектив авторов под руководством А. В. Хаустова и Федеральный ресурсный центр признает поведенческую терапию самым эффективным, обоснованным и надежным из методов в рамках бихевиорального направления, широко используемого для диагностики, обучения и терапии детей с нарушениями аутистического спектра.
Поведенческая терапия, или прикладной анализ поведения (АВА, как в своих работах отображает М. Ю. Веденина, основывается на последовательной трансформации поведения ребенка и его обучения во всех областях, где происходит постепенное формирование необходимых адаптивных навыков. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипии. Метод прикладного анализа поведения позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет, освоить речь.
В прикладном анализе поведения часто используется метод случайного обучения, цель которого обучить в естественных условиях, «сразу и на месте», где стимулы и поощрения – это обычные занятия ребенка, его интересы. Поведенческая терапия детей с аутизмом очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.
О. С. Никольская определяет уникальность и интерес данной терапии в том, что она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка - аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.
При использовании программ и методов АВА-терапии С. С. Морозова выделяет следующие показатели в развитии детей с аутизмом : улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте, тем более заметными будут результаты.
Основную роль в АВА – терапии играет мотивация детей и система поощрений их успехов в обучении, которая бывает достаточно разнообразной: от натуральных вознаграждений до социального одобрения. О. Мелешкевич, Ю. Эрц объясняют, что желаемое поведение ребенка вознаграждается подходящим только для него способом, что является побуждением повторять данное поведение многократно. Поэтому в поведенческой терапии к каждому ребенку применяется индивидуальный подход. Для этого разрабатывается индивидуальная программа развития, где отображаются исходные навыки ребенка по различным областям и сферам, а также последующие цели и задачи коррекционной работы. Для разработки индивидуальной программы вмешательства используется тест VB-MAPP, который был разработан Марком Сандбергом в 2008 г. В основу данного теста лег труд Б. Скинера «Вербальное поведение» (Skinner, 1957). Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.
Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов и другие конечной цель любой индивидуальной программы АВА – терапии видят в том, чтобы ребенок смог адаптироваться в окружающем мире самостоятельно. Использование поведенческой терапии в качестве основного коррекционного подхода формирует у детей навыки, полезные для социализации и адаптации к внешним воздействиям. Четкое построение терапевтических занятий, возможность экспериментального исследования поведения и системная коррекция нежелательного поведения доказывают эффективность поведенческой терапии.
М. Ю. Веденина подробно описывает другие различные коррекционно-развивающие технологии работы с детьми с аутизмом. При работе с аутистами применяется поведенческий метод – оперантный подход, подразумевающий преодоление аффективных поведенческих вспышек, развитие языка и речи, улучшение навыков игры, социализации и самообслуживания. Оперантный подход – это модель психолого-педагогической помощи детям с глубокими психическими нарушениями.
На основе оперантного подхода, в котором просматриваются ограничения и недостатки, продолжают развиваться и другие направления поведенческой терапии.
Широко применяется поведенческая терапия детей с аутизмом –ТЕАССН. ТЕАССН - это комплексная программа содействия и помощи людям, страдающим аутизмом, созданная более 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями. Цель программы, обозначает Р. Зюмалла, предотвращение институционализации и сегрегации людей с аутизмом. На фоне других программ – ТЕАССН – программа имела успех
Дети с аутизмом не могут структурировать происходящее и окружающее вокруг, им все кажется хаосом, непостижимым. Помощь ТЕАССН - программы основывается на создании структуры с целью обрабатывания полученного опыта извне, снижения уровня страха и возможности эффективного обучения.
Существует и эффективно применяется за рубежом психокоррекционная технология для детей с аутизмом – эрготерапия. Кара Косински в своих работах доступно представляет технологию эрготерапии и опыт работы с аутичными детьми. Эрготерапия - современное направление помощи детям с особыми потребностями. Цель данного направления, пишет Косински, это адаптация внешней среды под специальные особенные потребности ребенка с особенностями развития, в данном случае, детей с аутизмом, и помощь ребенку социализироваться и стать более самостоятельным в обыденной жизни. Основной принцип эрготерапии - «обретение навыков для полноценной жизни».
Сильная сторона каждого из подходов одновременно оказывается и его слабой стороной. Отработанные социально-бытовые навыки в рамках поведенческой терапии используются ребенком механически, а неразвитость интересов и отрешенность от окружающего мира не позволяют активно участвовать в общественной жизни.
Таким образом, при применении методов работы конкретного подхода поведенческой терапии формируются возможности для определения специфики особых образовательных потребностей детей с аутизмом, расширения адаптивных возможностей детей к окружающему миру, социализации детей с аутизмом, овладения навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. А также повышается психолого-социально-педагогическая грамотность родителей детей с аутизмом по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особенностями психического и физического развития.