Ирина Белокурская
Современные подходы в развитии восприятия музыки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие (слушание) музыки – один из сложных видов деятельности для дошкольников. Слушание классической музыки представляет особую трудность для ребенка. Не совсем понятный музыкальный язык, разноообразие средств музыкальной выразительности, оркестровая аранжировка, - все это вызывает нежелание принимать и понимать такую музыку. Задача педагога – помочь разобраться ребенку, а также родителям, в этом музыкальном многообразии, Привить хороший музыкальный вкус, воспитать культуру слушателя – вот цель музыкального воспитания. Музыкальное восприятие - разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.
Публикация «Современные подходы в развитии восприятия музыки у дошкольников» размещена в разделах
Многие ученые-исследователи, такие как В. В. Медушевский, В. К. Белобородова, В. Д. Остроменский, отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей : целостность, эмоциональность, осознанность, образность. На основании этих особенностей музыкального восприятия можно дать определение данному понятию.
Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Кратко охарактеризуем каждый из четырех важнейших свойств этого вида восприятия/
Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет - дом, дерево, стол, шкаф и т. д. - как нечто единое, нераздельное. Каждое такое целое характеризуется восприятием отдельных свойств данного Предмета: формы, объема, цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется целостностью. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи : мелодии, гармонии, ритма, тембра.
Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре - грустная, печальная, мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье. Выдающийся композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что «это чувство возникает оттого, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души и он познает их». Музыка действительно способна пробуждать в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать красоту человеческих отношении.
Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л. Рубинштейна, «мышление - это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта». Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый - музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ».
Помогают в этом современные мультимедийные средства.