Оксана Коростылева
Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без объяснения правил, команд и игр с речевым сопровождением, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.
Публикация «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Основная цель речевого развития формирование всех компонентов устной речи (грамматический строй, связной речи, формирование словаря, ЗКР) и навыков свободного речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. (воспитанниками нормами речи).
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Методы речевого развития :
• Наглядные (организация наблюдения; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ; просмотров видеофильмов).
• Словесные (речевой образец; повтор; вопрос).
• Игровые (дидактические игры-упражнения; театрализованные игры; сюжетно-ролевые игры; и другие виды игр с речевым содержанием).
• Косвенные (подсказка; совет; исправление; реплика; замечание).
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Технологии речевого развития :
проектная деятельность
технология портфолио
исследовательская деятельность, коллекционирование
игровые технологии (мнемотехника, моделирование, LEGO-технология)
информационно-коммуникационные технологии (компьютерные игровые комплексы)
технология проблемного обучения
альтернативные технологии
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
Инструментарий ТРИЗа.
Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете) : выбирается два любыхпредмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойстваиспользуются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:
-свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, - как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.
Технологию синквейна
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления:
• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
•
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
«аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Игра «Бегемотик» Широко открыли ротик — Получился «бегемотик». А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот».
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Игра «Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
Пескотерапия. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Формы работы с родителями.
• Родительские собрания;
• Индивидуальные и групповые консультации;
• Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
• Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
• Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
• Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.
Завершая сегодняшнее выступление, хочется ещ раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребнок, не умеющий серьзно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определнный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, нужно помогать ребнку.
«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» (Чарльз Диккенсон). Творческих Вам успехов