Маркелова Анастасия
Современные подходы к экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС ДОО»
Аннотация. В данной статье представлен практический опыт работы воспитателей по Современному подходу экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС ДОО.
Ключевые слова: «Огород на окне», конкурс на лучший дизайн групповых участков, клумб, экологическое образование старших дошкольников, взаимодействие с семьей.
Публикация «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС» размещена в разделах
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым временем ее звучание становиться все сильнее, слишком большой вред нанесен живой природе.
Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Думается, что положительный ответ на этот вопрос мы сможем дать тогда, когда люди будут мыслить «экологически» и будут понимать, как нельзя вести себя в окружающем их мире.
Человека с экологическим образом мыслей можно только воспитать. Обретение экологической культуры необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Еще до недавнего времени главная роль в воспитании подрастающего поколения отводилась обществу, то в последнее годы произошло признание ведущей роли семьи в воспитании детей. На данный момент и государство, и наука основная ответственность за воспитание ребенка возлагают на родителей, а дошкольное учреждение, школа и т. п. призваны оказывать помощь в выполнении воспитательных функций, реализации воспитательного потенциала семьи [6, с. 14]. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главные задачи, которые мы поставили перед родителями :
• поддерживать интерес детей к природе,
• поощрять их экологически грамотные поступки,
• проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,
• и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему, буклеты, памятки и др., большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Нами были проведены совместные акции: «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора, снега на участках ДОУ, «Поделки из бросового материала, «Птицы – наши друзья» (изготовление кормушек, скворечников, обеспечение кормом) и др. Родители охотно участвуют в жизни нашего детского сада. Регулярно оформляются выставки детского творчества на экологические темы согласно временным изменениям в природе.
Дети помогают воспитателю ухаживать за растениями (Мытье,полив цветов).
Наш огород. Охотно ведется наблюдение за ростом зеленого лука, семян бобовых.
Ответы на многие наши вопросы по экологическому воспитанию деток в совместной деятельности с семьей нам помогла найти совместная работа с нашими мамами и папами старшей группы. Тем самым показало, что все родители имеют представления об экологии, экологических проблемах, о важности экологических знаний.
В дальнейшей работе с семьей по экологическому образованию детей было решено использовать возможности родителей, работать со взрослыми дифференцированно и искать нетрадиционные формы работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
2. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.- С. 87-94.
3. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
4. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.