ольга Кузьмина
Современные подходы в развитии детей с ТНР в ДОУ
Аннотация: В статье автор исследует современные подходы в развитии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, анализирует методическую литературу и обобщает опыт работы с этими детьми.
Ключевые слова: Дошкольник, образование, игра, речь, развитие.
Публикация «Современные подходы в развитии детей с ТНР в ДОУ» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игра и т. п.) Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».(ФГОС, с. 5)
Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное развитие. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Остановимся на некоторых методических принципах.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и другое, то есть на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и приё мы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от простого к более сложному. Приведем пример из практики. В логопедическую группу поступают дети 4-5 лет, речь у которых практически отсутствует (словарный запас от 15 до 20 слов). Так вот занятия с ними начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием различных анализаторов (зрение, осязание, слух, движение в пространстве) : предмет нужно увидеть, ощупать, услышать название, выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в сознании ребёнка, он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и через физкультурные минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику, конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в овладении речью. Но в сердцевине «пирамиды» находятся неречевые процессы, связанные с речью (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
Принцип обеспечения активной речевой практики
Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах деятельности. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.
В своей работе мы активно используем интегрирование логопедических занятий с изобразительной деятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием. что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.
В коррекционной работе применяем инновационные технологии:
-сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств;
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения. Кинезиологическая технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями.
Работая с детьми с ТНР можно с уверенностью сказать, что в этот период развития ребёнка большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении стимулирует, прежде всего, их речевую активность. Все цели и задачи коррекционно-логопедической работы решаются только в игре, так как она является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Важно определить, насколько та или иная игра или игровая ситуация будет стимулировать использование ребёнком вербальных или невербальных средств общения. Игры являются основой развития у детей с ТНР самостоятельной художественной, двигательной, культурно-досуговой, музыкальной деятельности.
Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, игры с природными материалами, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. В старшем дошкольном возрасте возрастает значение дидактических игр, которые активно используются как в общеразвивающей, так и в логопедической работе.
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи являются лэпбук и макеты. Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями в течение какого-либо периода. Это стало одной из форм работы с родителями. Игры, которые подбираются для лэпбуков и макетов направлены на закрепление поставленного звука в речи ребёнка, развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, обогащение лексико-грамматического строя и связной речи, а также психических функций и мелкой моторики рук. лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы осуществляется с учётом всех перечисленных выше принципов, способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.
Применение ИКТ в образовании открывает огромные возможности также и для воспитателей, специалистов коррекционного ДОУ.
Результатом использования данных технологий является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, высокая познавательная и речевая активность детей.
Литература:
1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС. Детство-Пресс,2015.
2. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
3. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н. И. Калашникова, Л. В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.