Никитина Полина Геннадьевна
«Как на масленой неделе…» Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи приоритетной ОО:
ОО «Речевое развитие»:
1. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание.
2. Упражнять детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
3. Учить детей составлять рассказы о масленичных угощениях при помощи мнемотаблицы.
4. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
6. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными ответами.
Задачи в интеграции:
ОО «Познавательное развитие»:
1. Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице, некоторых традициях праздника.
2. Приобщать к истокам народной культуры.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
2. Создать условия для познавательного общения, поддержания детской инициативы и самостоятельности.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
- Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? (ответы детей).
А что вы знаете об этом празднике? А хотите ещё больше узнать про Масленицу и побывать в гостях у хозяюшки Варварушки? (ответы детей)
А поедем мы в гости, на саночках с бубенцами.
Танцевальная композиция «Саночки».
Дети парами выполняют движения по кругу под народную музыку.
По окончании музыки дети проходят к музею «Русская изба». На пороге их встречает воспитатель, которая накинула на себя платок.
Хозяйка. Здравствуйте, родные, гости дорогие!
А гостей то у нас сегодня много!
И каких гостей – почетных!
Гостям мы рады, гостей мы ждем!
Пожалуйста, смело входите в наш дом. (дети рассаживаются)
Хозяйка: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. А теперь скажите за чем пожаловали?
Дети: Про Масленицу узнать хотим.
Хозяйка: Ну что же слушайте внимательно! Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников. С давних времён празднуют его в конце зимы. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные блины и смазывали их маслом. Масленица имеет и другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу каждый старается помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души: играли, водили хороводы, катались на санях. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась:
С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
- Главное угощение на Масленицу – блины. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
-На тарелке он один – называем просто (блин).
-Когда много напекли- назовем мы их (блины)
-Испекли для дочек – назовем (блиночек)
-Будет кушать их сынок –назовем тогда (блинок)
-А огромный, как домище – назовем его (блинище).
Хозяйка: Ребятушки, а вы любите блины? А с чем вы любите кушать блины? Вот и я хочу вас угостить блинами с вареньем, а вот каким вы мне сами скажите.
Игра «Какое варенье?»
Из вишни- вишнёвое…
Из сливы- сливовое…
Из персика-…персиковое
Из абрикоса-…абрикосовое.
Из смородины-…смородиновое
Из малины-…малиновое
Хозяйка: Вкусное варенье, а рот –то испачкали, но ничего язычок поможет!
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице.
Картинки по запросу из чего сделано
- Ай, да молодцы! Пришла пора и нам повеселиться!
Музыкальная композиция «Бабушка испеки оладушки»
Хозяйка: Как на масленой неделе
Из печи блины летели
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи.
Масленица, угощай
Нам блиночков подавай
С пылу, с жару – разбирайте,
Похвалить не забывайте.
- Ну, что же ребята нам пора прощаться, а вам в детский сад возвращаться.
Танцевальная композиция «Саночки».
Дети парами выполняют движения по кругу под народную музыку.
По окончании музыки дети их встречает воспитатель, которая сняла платок.