Валентина Михайленко
Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу! (Презентация).
Подготовка к школе — это серьезный период в жизни старшего дошкольника, требующий смены уклада жизни, увеличения интеллектуальной нагрузки, формирования «внутренней позиции школьника».
Публикация «Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта „Скоро в школу!“» размещена в разделах
Цель проекта : готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению на новом уровне образования; безболезненный переход в начальную школу.
Приоритетная образовательная область : социально-коммуникативное направление развития.
Особенности организации образовательного процесса : интеграция образовательных областей (познавательное направление развития, речевое направление развития, художественно – эстетическое направление развития, физическое направление развития); интеграция различных видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная, общение).
Основные идеи проектной деятельности «Скоро в школу!» :
- направленность ребенка на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- доверие природе ребенка, опора на его поисковое поведение (напряжение мысли, фантазия, творчество);
- демонстрация ребенком готовности к обучению в школе (представление результатов);
- инновационный подход в организации образовательного процесса;
- взаимодействие с семьей, социумом.
Задачи проектной деятельности :
- развитие познавательного интереса детей к окружающему миру;
- формирование навыков сотрудничества в процессе выполнения творческой работы, имеющей социально значимый результат;
- приобщение к исследовательскому поиску в различных видах деятельности;
- актуализация вопросов подготовки детей к школе;
- применение наиболее эффективных средств и методов, инновационных технологий;
- внедрение передового педагогического опыта;
- привлечение родителей воспитанников к участию в образовательном процессе;
- расширение взаимодействия с социумом.
Результат проектной деятельности :
-личностные новообразования;
- достижение целевых ориентиров;
- безболезненный переход ребенка в начальную школу.
Оценка индивидуального развития ребенка
Целевые ориентиры – показатели результатов достижений ребенка дошкольного возраста.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности в школе.
Обусловленность выбора содержания проектной деятельности :
-Стандарт общего образования : «От ученика, знающего к ученику, умеющему»;
- Стандарт НОО: «Достижение планируемых результатов : надпредметных знаний, УУД»;
- Стандарт ДО: «Преемственность уровней дошкольного и начального образования;
- Реализация содержания ОПП дошкольного образования в пяти образовательных областях;
- Овладение механизмами освоения ООП ДО (познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД);
- Реализация принципов и подходов к реализации содержания ООП ДО.
Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании : развитие субъектности ребенка
Справочный материал.
Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка».
• Психологическое изучение деятельности в качестве предмета начато
Л. С. Выготским.
• Основы деятельностного подхода в психологии заложены А. Н.
Леонтьевым.
• Периодизация психического развития принадлежит Д. Б. Эльконину.
В периодизации психического развития Д. Б. Эльконина каждый возрастной этап однозначно характеризуется свойственной ему (этому этапу) ведущей деятельностью.
Переход от одной ведущей деятельности к другой – это и есть переход с одной ступени возрастного развития на другую.
Основные понятия деятельностного подхода
В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер педагогического процесса : «предметная деятельность», «игровая деятельность», «учебная деятельность», «общение», «самостоятельная деятельность», «совместная деятельность», «духовная деятельность».
В качестве второго аспекта для определения деятельностного подхода обозначим его личностную ориентированность: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал», «самоактуализация», «самоопределение», «смысл жизни», «субъект», «субъектность», «субъектные свойства личности», «самооценка», «самоограничение» и др.
Важнейшие основания действий и деятельности
1. В психологическом анализе структуры действий и деятельности
(https://scibook.net/obschaya-psihologiya-knigi/leontev-1903-1979-deyatelnostnyiy-podhod-15120.html).
2. С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности
(https://scibook.net/obschaya-psihologiya-knigi/leontev-1903-1979-deyatelnostnyiy-podhod-15120.html.
Ресурсное обеспечение
1. Выполнение требований к организации развивающей предметно –
пространственной среды.
2. Наполнение образовательной среды результатами детской
деятельности.
Отбор содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу!» посредством заполнения «Креативного поля».
Параметры:
1. Интеграционные качества личности (старший дошкольный возраст);
2. Составляющие успешности обучения в начальной школе;
3. Формы образовательной деятельности.