Юлия Крутенюк
Современные подходы к организации и развитию речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний
день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка
в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь
рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. С
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
основных психических процессов.
Формирование речи подрастающего поколения - это огромная
Публикация «Современные подходы к организации и развитию речевой активности» размещена в разделах
ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных
государственных стандартах ДОУ.
Современные подходы к организации и развитию речевой активности
детей
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном
учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных
технологий развития детской речи. На сегодняшний день существует
множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать
процесс развития речи у детей. В своей работе я стремлюсь использовать
разнообразные приёмы и методы.
Итак, рассмотрим следующие из них
1. Технология активизирующего обучения речи как средству
общения (А. О. Белобрыкина)
Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование
качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К
основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение,
следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках
которого происходит формирование и совершенствование речевой
активности ребенка.
Лингвистические игры направленные на развитие различных видов речевой
активности :
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ
и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед
и т. д.).
«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища
и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка -
подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т. д.).
«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т. д).
«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т. д.).
2. Технология ТРИЗ
Одной из самых востребованных методик является адаптированный для
дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских
задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень
важно. Она является универсальным инструментарием, применимым во
время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих
способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
развитие нестандартного, гибкого мышления;
формирование целостной картины мира;
воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления;
развитие речи, памяти, творческого воображения.
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии
2.1 Мозговой штурм
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и
творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки
зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с
его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти
Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.)
2.2 Синектика
Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. Тут
помогут аналогии:
- Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации,
отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача
эмоционального состояния, характера образа. Например:
o изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
- Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства
природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы.
- Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом
мире, например, счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или
цветок и т. д.
2.3 Метод каталога
Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети
составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из
случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев,
предметы, действия и т. д.
2.4 Метод фокальных объектов
Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует
преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед
детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой.
Например: Игра «Сюрприз» (старшая группа). Два участника выбирают
карточки с предметами и называют признаки изображённых объектов,
например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» и
«интересная, большая книга со сказками». Затем предлагаем детям
«обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с
новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением,
которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для
сказочных героев».
2.5 Круги Луллия
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих
способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в
дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает
поддерживать интерес к изучаемому материалу.
В современном образовательном процессе это круги с картинками,
подобранные по изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг
друга, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в
следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в
темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей
малыш?» (в теме «Животные») «Соедини части в целое» (в
темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
3. Мнемотехника ( Авторы: В. К. Воробъева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов,
Т. В. Большева, Л. Н. Ефименкова и др.)
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная
система методов способствует развитию разных видов памяти, мышления,
внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники:
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- запоминание последовательности;
- закрепление в памяти.
Главное следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует
память, она только облегчает запоминание.
4. Технология обучения составлению текстов сказочного содержания
Дошкольники испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Чтобы
научить ребенка составлять сказку, целесообразно использовать модели, на
основе которых составляется текст.
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов
сказочного содержания
«Волшебник»
Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные
предметы
Можно поиграть в волшебников с помощью колец Луллия (на первом кольце
- изображение обычных предметов, на втором - волшебники).
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том
волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической
значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.
5. Информационно – коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это
комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств в учебном процессе.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед
традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
3. Обеспечивает наглядность.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,
рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн.
Использование информационных технологий в образовании дает
возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Заключение
В заключении хочу сказать, что речевое развитие ребенка будет
полноценным и эффективным с помощью современных образовательных
технологий.