Елена Парьева
Современные подходы к использованию альтернативной коммуникации с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Парьева, воспитатель
МБДОУ д/с № 39 г. Ставрополя
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из образовательных областей является социально-коммуникативное развитие детей. Сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Публикация «Современные подходы к использованию альтернативной коммуникации с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Дети с ОВЗ сначала общаются на невербальном уровне: используют улыбку, жесты. Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей с ОВЗ очень важен с учетом их индивидуальных особенностей.
Использование разных форм коммуникации может поддержать их речевое развитие, помочь им взаимодействовать со сверстниками.
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Существует 2 вида коммуникации:
Многокональная коммуникация - процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью: знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Альтернативная коммуникация - способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Все не голосовые системы коммуникации называются альтернативными. Они могут полностью заменять речь или быть ее дополнением.
Альтернативная коммуникация поможет соблюдать правила в обществе, структурировать поведение, составить программу действий ребенка.
Развитие навыков невербальной коммуникации помогает ребенку с нарушениями в развитии научиться выражать себя. Чтобы выразить собственные мысли и желания, многим детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы дополнительные способы коммуникации. Это может быть коммуникация с помощью рук — способ, основанный на использовании жестов и знаков, графические способы, когда ребенок показывает на картинки или какие-то символы.
В последние два десятилетия появились методики, расширяющие возможности общения людей с ранним детским аутизмом (РДА, двигательными нарушениями. Первоначально большая их часть была ориентирована на людей с физическими проблемами, такими как детский церебральный паралич (ДЦП). Для тех, кто не владел устной речью и не мог использовать «знаковое общение» (писать, печатать или показывать рукой на дисплеях, были созданы различные приспособления (указки для глаз, переключатели и др.). Многие успешно используют рисунки, пиктограммы и другие графические символы.
В системе альтернативной коммуникации используются, разнообразные символы и знаки с минимальным использованием специальных технических приспособлений. Она включает: визуальное расписание, используются фотографии, пиктограммы и цветные схематичные изображения; коммуникативные доски, разбитые на квадраты, к которым прикрепляются графические символы; тематические книги, альбомы на тему семьи с картинками и фотографиями; коммуникативные карты-картинки; коммуникаторов — речевых тренажеров.
Требования к символам системы альтернативной коммуникации:
• Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми (понятными людям из разных стран и разных возрастов, поскольку они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).
• На фотографиях и картинках должны быть изображены лица и объекты, с которыми ребенок знаком. Необходимо, чтобы они были яркими и предполагали возможность манипулирования (приклеивать — отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
• Мини-объекты (например, игрушка) должны быть простыми, не слишком привлекательными, чтобы ребенок мог использовать их лишь как средство коммуникации.
• Слова должны быть написаны крупным шрифтом
Удачным способом полноценного общения оказался метод FC (Facilitated Communication — облегченная, облегчаемая, или альтернативная коммуникация, разработанный австралийским педагогом Розмари Кроссли.
Как начинать использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию?
Созданию системы альтернативной коммуникации обычно предшествует оценка уровня коммуникации ребенка. Важно выяснить, есть ли у него желание (намерение) вступать в общение, как он его выражает, в каких случаях инициирует, какими средствами пользуется, умеет ли поддерживать диалог. Для этого мне необходимо получить информацию от семьи: о том, как ребенок выражает намерения, и какие именно смыслы нуждаются в знаках (например, любит машины, но не может произнести слово «биби», соответственно нужно дополнительное средство коммуникации). Важно также понаблюдать за ребенком и сравнить их с информацией, полученной от родителей.
Не препятствует ли альтернативная коммуникация развитию вербального языка?
Нет. Этот вопрос обсуждается дефектологами и сурдопедагогами, поскольку дети с нарушением слуха чаще используют жесты, чем слова. Жест в коммуникации с ребенком не может заменить слово, он лишь дополняет его. Что же касается графических символов, то они всегда используются в педагогике, и обозначение чего-то с их помощью способствует развитию речи, а не тормозит его.
Начинать работу по формированию навыков альтернативной коммуникации с детьми при включении воспитателя, можно при проведении утреннего круга, который задает тон для благоприятного и дружеского общения, создает атмосферу доверия, выстраивает алгоритм жизнедеятельности для всего коллектива детей и каждого ребенка.
При проведении утреннего круга используется интегративный подход, т. е. создаются условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка. Ребенок получает определённые умения. В его ходе формируются чувство принадлежности к социальной группе, опыт внимательного и уважительного слушания, кооперативное взаимодействие, что служит основой для социальных взаимодействий в течение всего дня и года.
Один из компонентов утреннего круга — приветствие. Оно адресовано всем, кто находится в круге. Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимоуважению. Воспитанники видят, что поведение предопределяет отношение людей друг к другу, и что они ответственны за поведение свое и других детей. Рассмотрение фотографий и определение кто присутствует, а кого нет.