Мария Пичугина
Современные педагогические технологии: признаки и классификация
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология – это специально продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности, направленная на совершенствование реализуемой воспитательно-образовательной деятельности, посредством использования эффективных методов и средств, а также создания благоприятных условий.
Педагогическая технология представляет собой систематизированный подход к созданию методов обучения и воспитания, их применения в образовательном процессе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Публикация «Современные педагогические технологии: признаки и классификация» размещена в разделах
Таким образом, педагогическая технология отражает инновационные подходы и современные системные преобразования, которые происходят на данный момент в системе образования. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обусловлено тем, что педагогика стремится соответствовать всем тем требованиями, которые предъявляются к ней со стороны общества и государства. Данные требования подразумевает подготовку нового поколения, на основании тех интеграций, которые происходят в постоянно меняющемся мире.
Реализация педагогической технологии на практике осуществляется в несколько этапов:
1. Целеполагание – постановка целей, которые необходимо достичь с помощью данной технологии. Первоначально педагогом ставятся диагностические цели, которые необходимы для определения проблемы.
2. Трансформация целей из диагностических в соответствующие им учебные задачи, которые педагог предъявляет учащимся в виде разнообразных учебных упражнений и заданий, которые и составляют основу образовательной деятельности.
3. Структурирование учебного процесса, наполнение его содержания инновационным инструментарием, организация эффективной управленческой деятельности.
Признаки педагогической технологии
Педагогические технологии необходимо отличать от методик. Именно поэтому рядом авторов были сформулированы основные признаки, которые присущи только педагогической технологии.
Признаки педагогической технологии (по Е. О. Ивановой):
1. Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.
2. Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.
3. Процесс взаимодействия педагога с учащимися основа на учете их индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.
4. Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.
5. Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.
К педагогическим технологиям предъявляются конкретные требования, которые были выделены Г. К. Селевко:
1) Концептуальность – каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную научную концепцию.
2) Системность – наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т. д.).
3) Управляемость – возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.
4) Эффективность – каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.
5) Воспроизводимость – педагогическая технология должна быть эффективна в применении, вне зависимости от вида учебного заведения, где ее воспроизводят или повторяют.
Классификация педагогических технологий
В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций педагогических технологий. Данные классификации разрабатывались время и разными авторами, в связи с чем, каждая из них несет в себе определенную авторскую особенность.
Педагогические технологии классифицируют по ряду оснований:
-в зависимости от вида педагогического воздействия на учащихся;
-в зависимости от возможности сочетания педагогической технологии с традиционной системой обучения;
-в зависимости от включенных в нее компонентов воспитания и обучения;
-в зависимости от технологии моделей обучения;
-в зависимости от профессиональной ориентации и др.
Кроме того, педагогические технологии могут быть классифицированы в зависимости от масштаба их применения и от необходимых для их реализации ресурсов.
Виды педагогических технологий в зависимости от масштабности:
-реализуемые только на определенных этапах учебного занятия;
-используемые в рамках отдельного урока или занятия;
-используемые в масштабах всей учебной дисциплины;
-требующие изменений и реорганизаций педагогического процесса.
Виды педагогических технологий в зависимости от потребностей используемых ресурсов:
-реализуемые при помощи специального оборудования, средств и технических устройств;
-реализуемые посредством разнообразных печатных материалов;
-требующие особенной расстановки мели в учебном кабинете.
В зависимости от целевой ориентации различают следующие педагогические технологии:
-обучающие;
-воспитывающие;
-развивающие.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Технологии проблемного обучения – предусматривается развитие и обучение детей посредством использования поисковых методов и средств.
2. Технологии модульного обучения – предусматривают гибкость учебного процесса, основанного на учете индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
3. Технологии развивающего обучения – направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности.
4. Технологии дифференцированного обучения – предполагает создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.
5. Технологии активного обучения – используется моделирование социального и предметного содержания образовательной деятельности.
6. Технологии игрового обучения – использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций.
7. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения.