Анжела Макиева
Современные образовательные технологии в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Использование современных образовательных технологий, позволяет повысить результативность и эффективность учебного процесса.
К ним относятся следующие технологии :
- логопедического обследования;
Публикация «Современные образовательные технологии в логопедии» размещена в разделах
- коррекции звукопроизношения;
- развития фонематического слуха;
- формирования речевого дыхания и голоса;
- развития мелкой и артикуляционной моторики;
- развития лексико-грамматического строя речи;
- развития связной речи;
- предупреждения и коррекции нарушений письменной речи;
- логопедического массажа.
Технология логопедического обследования ставит своей целью определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. В настоящее время создано много методов обследования. Их можно разделить по возрасту или уровню нарушения речи обследуемого, способу обследования.
Цель технологии коррекции звукопроизношения – формирование и совершенствование у детей умений и навыков правильного употребления звуков в процессе коммуникации
Технология формирования речевого дыхания и голоса включает в себя развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата; голосовые, дыхательные и темпоритмические упражнения, направленные на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи.
Технологии развития мелкой моторики достаточно разнообразны. К ним относятся традиционная пальчиковая гимнастика и массаж, современная гидрогимнастика, су -джок терапия и др.
Развитие артикуляционной моторики проводится посредством артикуляционной гимнастики, логопедического и зондового массажа.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи осуществляется по следующим направлениям: обогащение словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова.
Развитие связной речи – важнейшая задача логопедической работы. Технологии развития связной речи разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
Совместно со специальными логопедическими технологиями использую общие образовательные технологии актуальные.
Технология дифференцированного обучения. Основной целью данной технологии является обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей для получения максимальных знаний и реализации личностного потенциала. Данная технология позволяет сделать коррекционный процесс более эффективным.
Игровые технологии, используемые в развитии детей, позволяют проводить коррекционную работу в нетрадиционной форме, раскрывать способности детей, разви- вать коммуникативные навыки, организовывать процесс в форме состязания, облегчать решение различных коррекционных задач, вовлекать всех в процесс, практически закреплять полученные знания, формировать мотивационную сферу. Игра рассматривается как преодоление пассивности детей.
Информационно-коммуникативные технологии в логопедической работе улучшают коммуникативную мотивацию детей, повышают их интерес, а сами НОД делают более интересными, насыщенными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико- грамматические средства языка.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование правильного отношения к своему здоровью. К ним относятся артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы, упражнения на релаксацию, су-джок терапия и др.
Технологии развивающего обучения основаны на идеях Л. С. Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания не конечная цель обучения, а лишь средство развития. Ориентация на «зону ближайшего развития» при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть способности каждого ребенка, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Нетрадиционные для логопедии технологии : ароматерапия — улучшение работоспособности и настроения с помощью запахов, хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека, литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека, имаготерапия — театрализация терапевтического процесса (образ, в основе которой лежит использование пересказа произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает улучшению психо- эмоционального состояния детей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
- совершенствование лексико - грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психо- эмоционального состояния детей.
Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество,эмоциональность,связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Технология проектной деятельности. Эта технология позволяет развивать и обогащать социально- личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, хочу отметить, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.