Галина Васильева
Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Васильева Галина Вячеславовна
Должность и место работы :
МБДОУ «Детский сад № 23» г. Чебоксары
СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
ценностей здорового образа жизни – одни из основных задач дошкольного образования в
Публикация «Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
соответствии с ФГОС ДО [1].
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие
технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Особенно актуальным является использование здоровьесебрегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по
показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий [2].
Указанные особенности развития детей данной группы ставят педагогов перед
необходимостью поиска новых эффективных подходов в укреплении здоровья и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации данного проекта нами были подобраны и освоены следующие
здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья : криотерапия (игры со льдом, песочная терапия (рисование
песком).
Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной
педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом с целью развития тактильной
чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым
опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры
головного мозга. Все это улучшает процесс развития высших психических функций и речи.
Мы использовали данную технологию, как в свободное время, так и в рамках проведения
непосредственно образовательной деятельности. Так, на занятиях по познавательно-
исследовательской деятельности дети знакомились со свойствами льда и снега. На основе
полученных знаний дети смогли найти объяснение, почему лед и снег тают, смогли рассказать, как получаются фигурки изо льда. В продуктивных видах деятельности дети раскрашивали ледяные фигуры, рисовали цветными кубиками льда. На коррекционно- развивающих занятиях использование игр со льдом позволили закрепить и расширить сенсорные представления детей о форме и величине предметов.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии направлена на снятие
напряжения, стресса, достижения комфорта с использованием песка. [4].
Игры с песком разнообразны:
• рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
• обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);
• познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего
мира, об истории своего города, страны и т. д.);
• проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его
творчество и фантазию).
В своей работе мы активно используем рисование на песочном столе и игры с
кинетическим песком. Манипуляции, проводимые с песком во время занятий, мы условно
разделили на 4 типа:
1. Использование песка для мотивации сенсорного развития. Например, в песок
можно положить различные геометрические фигуры, разноцветные камушки и
попросить ребенка найти эти предметы, разделить их по цвету, форме.
2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети
заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки,
собирают песок в комочки и создают горки).
3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов
с их последующим извлечением.
4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является
самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя
не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета,
составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.
В 2018 году в нашем дошкольном учреждении была открыта студия песочного
рисования «Песочная терапия». Мы разработали и внедрили в практику программу по
песочной терапии в рамках функционирования студии. Данная программа состоит из цикла занятий, предполагающих индивидуальную работу с ребенком и направлена на коррекцию эмоционального самочувствия детей с интеллектуальной недостаточностью, психических и речевых нарушений, создание условий для развития у них творческой деятельности. Каждое занятие по песочной терапии состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Работа с песком начинается не сразу: сначала мы знакомимся с героем, который
сопровождает ребенка на протяжении всего занятия, либо рассматриваем новые игрушки,
которые мотивируют ребенка на работу со взрослым (например, выбор игрушечного
транспорта, на которым ребенок отправиться в путешествие). В основной части занятия мы используем игры, направленные на развитие мелкой моторки рук: скользим ладонями по поверхности песка, изображаем при помощи трафаретов различные узоры на песке, создаем отпечатки ладоней. Далее мы используем игры и упражнения, направленные на коррекцию психических процессов у детей. Взрослый совместно с ребенком ощупывает различные предметы и игрушки, перебирает мелкие камешки, использует различные развивающие дидактические игры и пособия. В заключительной части занятия мы возвращаемся к работе в песочнице, выполняем несложные упражнения и игры, понравившиеся ребенку.
Таким образом, представленный опыт работы включает в себя новые технологии работы
с детьми с интеллектуальной недостаточностью, которые обеспечивают личностный рост,
компенсацию недостатков в психическом и речевом развитии данной категории детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Крупина Л. Ю. «Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» // [Электронный ресурс] https://vestnikpedagoga.ru/
3. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
[Текст] // Логопед. -2011.-С. 17-25.
4. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста» - СПб: Детство- пресс, 2011