Наталья Ахмедова
Современные аспекты воспитания гармонично развитой личности на основе духовно–нравственных ценностей народов РФ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения…».
Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности предполагает, как расширение комплекса тематических мероприятий, так и увеличение вовлеченности граждан Российской Федерации в систему воспитания.
Достаточность мер, принимаемых для создания условий по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, будет проверяться путем ежеквартальных социологических исследований, направленных на определение оценки граждан Российской Федерации эффективности мер, принятых для достижения целевого показателя.
Предлагаемые к разработке и проведению социологические исследования направлены на выявление: доли граждан, заявляющих в качестве одной из основополагающих ценностей любовь к Родине, роли духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, в том числе по следующим направлениям: доступность дополнительного образования для населения; доступность путешествий по России; доступность военно-исторических лагерей и культурных маршрутов для школьников; удовлетворенность качеством информационного наполнения тематических сайтов, проводимых мероприятий в сферах культуры, образования и молодежной политики; доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений; время досуга, проведенного родителями с детьми с целью развития духовно нравственных ценностей, патриотического воспитания, посещений культурных мероприятий; среднее время культурного и досуга личности; среднее время духовного досуга личности.
Создание базы для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, основываясь на духовность и нравственные ценности, исторические корни и национально-культурные традиции народов РФ» - является логическим продолжением дальнейшего повышения качества образования.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение ряда задач, одна из которых является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была заложена в основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В концепции определены: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; система базовых национальных ценностей, на основе которых возложена духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально-педагогические условия и аспекты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Эти поставленные цели и задачи необходимо решать с раннего и дошкольного возраста, в тесном сотрудничестве с родителями. Реализуя социально-коммуникативное развитие через все виды детской деятельности.
Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами, создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины - обозначены в федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП, одними из основополагающих функций дошкольного уровня образования.
Для успешной реализации этих функций перед дошкольной образовательной организацией, в том числе и педагогами встаёт задача создания необходимых условий, т. е. создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, выбор форм и методов работы с детьми.
Ориентиром по созданию РППС с целью формирования гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей рассмотрим с точки зрения приобщения детей: к истокам русской народной культуры, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
РППС предусматривает оборудование материалами и пособиями, ориентирующих воспитанников на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей (законных представителей). Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Для этого необходимо отвести особое значение в выборе форм взаимодействия с родителями.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». А. С. Макаренко писал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
Таким образом, воспитание гармонично развитой личности на основе духовно– нравственных ценностей народов РФ одна из основополагающих функций современной системы дошкольного образования.