Надежда Шимко
Современное состояние и подходы к проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. 2 Специфика нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выводы по 1 главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1 Диагностика уровней сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2 Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выводы по 2 главе Заключение Библиографический список Приложение Введение Актуальность исследования. В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Интенсивно развивается логопедия раннего возраста : изучаются особенности доречевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Общее недоразвитие речи (А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. Х. Швачкин, Б. Китерман) определяют как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слоговой структурой слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко). И. А. Сикорский приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова, дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. А. Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Данная курсовая работа посвящена логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста; 2. Рассмотреть специфику нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;. Выявить нарушения и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;. Разработать индивидуально-коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова будет эффективной в том случае если в работе будут использоваться специальные коррекционные упражнения. Методы исследования: • теоретические: изучение научной и методической литературы по теме исследования. • эмпирические: наблюдение, эксперимент. Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы. Практическая значимость исследования: заключается в формировании слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 59, Краснооктябрьского района, г. Волгограда. Структура курсовой работы : Работа общим объемом 47 страниц, состоит из : введения (2 стр., двух глав (39 стр., выводов (2 стр., библиографического списка (40 источ., заключения (2 стр.) и приложения. Глава 1. Современное состояние и подходы к проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи предполагает рассмотрение нормального онтогенеза. Трактовка термина «слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых» [8]. Это же явление отмечают в своих работах Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н. И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур [32]. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А. К. Марковой [10]. Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова. Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем (Т. В. Базжина). Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласнолодобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т. е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н. И. Лепская). Среди первых согласноподобных звуков преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j]. Из согласноподобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа [k, g, n]. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются (В. И. Бельтюков, Е,Н. Винарская, Н. И. Лепская, СМ. Носиков, А. Д. Салахова). Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков - вокалей и консонантов. Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира. В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласноподобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда (а -> а, подъема (а -» ж, лабиализации (а -» б). И в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный - согласный [7]. Дальнейшее развитие получают и согласно-подобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета.