Получи документы

Проект «Русская обереговая кукла в процессе духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста»

ирина ревина
Проект «Русская обереговая кукла в процессе духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новосафоновский детский сад «Солнышко»

Проект

«Русская обереговая кукла в процессе духовно – нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Ревина Ирина Викторовна

Прокопьевский муниципальный район

Актуальность

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?

Темочки:

Современная педагогика знает ответ на этот вопрос! Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц "мал мала меньше". И все-таки самая распространенная в мире игрушка - это кукла - знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.

Куклы - оберёги использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

Народная тряпичная кукла радует, развивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Проблематика проекта.

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к такому фольклорному направлению как народная тряпичная кукла, мы порой не задумываемся и не осознаём её важного места в русской культуре и не воспринимаем как привлекательную игрушку; часть интерьера или просто подарок, мощный по своей энергетике. Яркий интересный проект позволит показать историческую ценность и значимость тряпичной куклы. Ведь кукла является средством, с помощью которого старшее поколение передаёт, а младшее принимает, сохраняет и передаёт дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Цель:

Приобщение детей 5-7 лет к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной обереговой куклой. Создание мини – музея «Русская обереговая кукла» (изготовление традиционной народной куклы).

Задачи:

прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги);

содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

создавать условия для творческого самовыражения детей;

прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Проект долгосрочный, рассчитан на два года, для детей 5-7лет

Участники проекта :

воспитатели и дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников

Ожидаемые результаты:

в результате проектной деятельности у детей возрастёт интерес к русской народной культуре :

сформируются знания об истории возникновения народной тряпичной куклы, о различных техниках изготовления народных кукол:

будет создан мини-музей руками педагога и детей

Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап:

изучение и подбор информации из методической литературы и интернет – источников;

подготовка репродукции картин М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица» :

изготовить настольно-печатные и дидактические игры по теме: «Собери куклу», «Четвёртый лишний», «Одень куклу»;

подбор литературы и предварительное чтение художественной литературы:А. Барто «Кукла»,Е. Благинина «Малышок-голышок», Р. Гейдар «Какое имя кукле дать;

авторские сказки Н. Груздева «Путешествие куклы», О. Назарова «Про куклу», Н. Д. Телешов «Сказка про Крупеничку»;

русские народные сказки : «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга» и др. ;

подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности (кусочки различных видов ткани, нитки, ленты, тесьма, спилы дерева, веточки и т. п.)

Анкетирование родителей:

«Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста», «Народная культура и традиции»

Продуктивный этап.

1. Постановка проблемы:

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Василиса Премудрая», «Матушкина куколка», «Баба-Яга». Беседа по сказке «Василиса Прекрасная» : кто помогал Василисе Прекрасной выполнять трудную работу? (куколка). Как могла выглядеть эта кукла? При рассматривании иллюстраций было обращено внимание детей на то, что мы не встретили ни одного изображения самой куколки, а ведь она является одним из главных действующих персонажей сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. А поскольку сказка русская народная, то узнать больше о народной кукле. Так зародилась идея проекта «Русская обереговая кукла –источник приобщения к русской культуре».

2. Продуктивная деятельность:

Посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с предметами быта.

Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы :

цикл бесед: «Откуда пришла кукла», «Народные традиции», НОД «Народы, населяющие Кузбасс», «Знакомство с русской народной куклой», «Виды тряпичных кукол: игровые, обереговые, обрядовые»

Чтение стихов о куклах, загадывание загадок о предметах быта крестьянской избы, проговаривание пословиц и поговорок о труде.

Рассматривание репродукции картин М. Игнатьев «Мама», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев «Масленица».

Рассматривание альбома «Тряпичная русская кукла», альбомов о жителях Кемеровской области: «Чувашский национальный орнамент», «Коренные народы Сибири- Шорцы», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».

Рисование на тему «Предметы быта русской избы», «Моя тряпичная кукла», «Пасха – светлый христовый праздник», «Весёлые святки»

Проведение календарных народных праздников с участием детей и родителей «Святки», «Пасха», «Троица», «Осенины»

Просмотр презентации «Виды народной тряпичной куклы» и обсуждение признаков, характерных тому или иному виду кукол

Продуктивная деятельность детей по изготовлению куклы «Пеленашка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кувадка», опираясь на мастер-класс, созданный в электронном варианте.

Организация выставки «Тряпичные куклы – обереги»

Продуктивная деятельность родителей по изготовлению кукол – оберегов.

3. Исследовательская деятельность.

Провести беседы-рассуждения «В какие куклы играли наши бабушки, «Почему тряпичных кукол делали без лица?», «Можно ли использовать швейные инструменты при изготовлении кукол?»

Рассмотреть и сравнить тряпичные куклы, в чём сходство и различие (назначение кукол и внешний вид)

Создание детского проекта по тряпичной кукле.

Экскурсия в … с целью обследования и сравнения кукол, изготовленных мастерами – умельцами.

4. Игровая деятельность детей.

Настольно-печатные, дидактические и словесные игры: «Собери куклу», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний»,

Сюжетно – ролевые игры «Укладываем спать дочку», «В гости к бабушке Арине», «Готовим угощение для кукол».

Народные подвижные игры: «Горелки», «Плетень», «Золотые ворота».

Презентативный этап:

обобщение материалов и результатов проекта;

создание мини-музея «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа»;

презентация проекта «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа»;

выступление на районном методобьединении

В результате реализации проекта «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа» предметно-развивающая среда пополнилась следующими материалами и пособиями:

1. Создан мини-музей в ДОУ «Русская обереговая кукла – источник приобщения к истории своего народа».

2. Разработаны пошаговые мастер-классы по изготовлению оберегов (в электронном варианте) для всех кукол, хранящихся в мини – музее.

3. Создан и распечатан сборник «удивительный мир оберегов».

4. Созданы альбомы «Поговорки и пословицы», «Русский народный костюм», «Чувашский национальный орнамент», «Коренные народы Сибири- Шорцы», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Как воспитать маленького патриота».

5. Изготовлен леп-бук по народной кукле «Обереговая кукла».

6. Сделан календарь изготовления обереговых кукол (по датам народных русских календарных праздников).

Реализация данного проекта способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развитию познавательных интересов у детей и родителей. С помощью этого проекта пополнилась предметно-развивающая среда группы и ДОУ в целом.

Выводы

Ребенок, получая от родителей игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А через эти милые создания - русские народные куклы, дети начинают постигать свои корни. Значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни. Ведь эти куклы можно потрогать, подержать в руках, сфотографироваться с ними. Человек познает не только умом, сердцем, но и руками. В ваших руках оживают простые тряпичные куклы, потому что они хранят тепло человеческих рук.

Я считаю, что даже в наш компьютерный век современным детям нужна рукотворная кукла. Им становится ближе и понятнее прекрасное искусство своего народа.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Приложение

Перспективный план работы на 2016 – 2017 учебный год

Сентябрь

1. Изучение материала по интернет - ресурсам, методическим пособиям, литературе

2. Рассматривание народных тряпичных кукол с детьми младшей группы, игры с куклами

Октябрь

1. Изготовление обереговой куклы «Зерновушка»

2. Создание презентации мастер – класса по изготовлению куклы «Зерновушка»

Ноябрь

1. Изготовление обереговой куклы «Травница»

2. Создание презентации мастер – класса по изготовлению куклеы «Травница»

3. Проведение мастер –класса с педагогами МАДОУ по изготовлению обрядовой куклы «Травница»

4. Начать работу по сбору материала для сборника о народных обереговых и обрядовых куклах

Декабрь

1. Изготовление обереговой куклы «Ангел»

2. Создание презентации пошагового изготовления

1. Изготовление обереговой куклы «На счастье»

2. Создание презентации изготовления обережной куклы «На счастье»

3. Консультация для родителей

4. Изготовление леп-бука «Обереговая кукла»

Февраль

1. Изготовление обрядовой куклы «Семеон – Солнцеворот»

2. Создание презентации пошагового изготовления обрядовой куклы Семеон – Солнцеворот»

3 .Изготовление обрядовой куклы «Коза»

4. Создание презентации пошагового изготовления обрядовой куклы «Коза»

5. Печать сборника «Волшебный мир оберегов»

6. Изготовление куклы – оберега «Ангел» с детьми старшей группы

Март

1. Изготовление оберега «Солнечный конь»

2. Создание презентации мастер – класса по изготовлению оберега «Солнечный конь»

3. Изготовление оберега «Птица счастья»

4. Создание презентации мастер – класса по изготовлению оберёга «Птица счастья»

5. Проведение мастер – класса по изготовлению куклы «Зерновушка» с родителями воспитанников

Апрель

1. Изготовление обереговой куклы «Мотанка»

2. Составление презентации пошаговое изготовление обереговой куклы «Мотанка»

3. Изготовление обереговой куклы «Десятиручка»

4. Составление презентации пошагового изготовления куклы «Мотанка»

Май

1. Изготовление обрядовой куклы «Неразлучники»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Неразлучники»

3. Изготовление обрядовой куклы «Рябинка»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Рябинка»

Перспективный план работы на 2016 – 2017 учебный год

Сентябрь

1. Изготовление обрядовой куклы «Берегиня»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Берегиня»

3. Консультация для воспитателей «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Октябрь

1. Изготовление обрядовой куклы «Мурашенская парочка»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Мурашенская парочка»

3. Изготовление обрядовой куклы «Козьма и Демьян»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Козьма и Демьян»

Ноябрь

1. Изготовление обрядовой куклы «Веснянка»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Веснянка»

3. Изготовление обрядовой куклы «Девка-Баба»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Девка-Баба»

5. Консультация для родителей «Изготовление традиционной тряпичной куклы»

Декабрь

1. Изготовление обрядовой куклы «Параскева»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Параскева»

3. Сбор материала для сборника «Художественное слово об оберегах»

4. Изготовление обрядовой куклы «Божье око»

5. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Божье око»

6. Консультация для воспитателей “Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей»

Январь

1. Изготовление обрядовой куклы «Коляда»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Коляда»

3. Изготовление обрядовой куклы «Подорожница»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Подорожница»

Февраль

1. Изготовление куклы – оберега «12 лихорадок»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «12 лихорадок»

3. Изготовление куклы – оберега «Женская суть»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Женская суть

Март

1. Изготовление обрядовой куклы «Мартинички»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Мартинички»

3. Изготовление обрядовой куклы «Колокольчик»

4. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Колокольчик»

5. Проведение мастер – класса «»Колокольчик» для родителей группы

Апрель

1. Изготовление обрядовой куклы «Московка»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Московка»

3. Мастер – класс «Ангелок» с молодыми педагогами «Школа молодого специалиста»

4. Изготовление обрядовой куклы «Бессоница»

5. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Бессоница»

6. Изготовление с детьми средней группы «Радуга» куклы «Пеленашка»

Май

1. Изготовление обрядовой куклы «День и ночь»

2. Создание презентации пошагового изготовления куклы «День и ночь»

3. Продолжить сбор материала для сборника «Художественное слово об оберегах»

4. Изготовление обрядовой куклы «Кувадка»

5. Создание презентации пошагового изготовления куклы «Кувадка»

6. Распечатать сборник «Художественное слово об оберегах»

Литература.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -

3.. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2006.- 240 с.

4. Шептуля А. Домашние обереги своими руками. Веники, лапти, косы, домовята, приносящие богатство, изобилие, долголетие, согласие в доме. М. : Издательство «Эксмо», 2006 г.

Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

5. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

6. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2016.- 30 ноября

7. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2016.- 15декабря

8. Ручная Работа: Электронный ресурс] : // handmade.idvz.ru .- 2016. – 27декабря

9. Славянская доктрина: [Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2017. - 26 ноября

10. Какие бывают куклы – оберёги : [Электронный ресурс] //=https://infoprivorot.ru/ob-oberegax/tryapichnye-kukly-oberegi.html InfoPrivorot.ru.-2016.- 5октября

11. Стихи. ру: [Электронный ресурс] // https:// www.liveinternet.ru/users/kriolga/ post255185817. – 2015 – 5ноября

Календарь народной куклы : Электронный ресурс] //https:// www.slavakukla.ru/kalendar-narodnoj-kukly-osen/ - 2015. – 26о

Публикации по теме:

Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста «Исследование уровня развития позитивной социализации детей дошкольного возраста» Совершенствование и инновационное развитие современного.

Проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ В статье рассматривается проблема духовно-нравственного просвещения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Ключевые слова:.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Формирование здорового образа жизни, как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста В последнее время в духовно-нравственном развитии дошкольников появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» .

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к.

Традиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возрастаТрадиционная тряпичная кукла, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская обереговая кукла в процессе духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 сентября 2018 в 06:41
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русская обереговая кукла в процессе духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ирина ревина (УИ 125073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД