Елена Бласет-Кастро
Сказка — ключ к успешной социализации младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - ключ к успешной социализации младших дошкольников.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. Мир ребенка-дошкольника уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе. Но мирно и гладко бывает не всегда. Часто между детьми возникают конфликты, обиды и ссоры. А некоторые дети и вовсе боятся контактировать со сверстниками и взрослыми. Все это может сигнализировать о трудностях социализации у детей.
Публикация «Сказка — ключ к успешной социализации младших дошкольников» размещена в разделах
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации.
Одним из эффективных методов социализации является сказка. Всем известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. А всякая сказка в своей сущности – основа игры, независимо от того, была ли эта игра сыграна, или нет. По сути игры являются инсценированными сказками.
Ребенок воспринимает сказки не как выдумку. С помощью правильно подобранных и сочиненных сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, помочь ему на примере сказки понять суть происходящего.
Конечно же полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помочь определиться ребёнку в этом мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас реагирует протестом, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы.
Для создания психокоррекционной сказки используется следующий алгоритм:
1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Вот несколько примеров сказок для решения проблемных ситуаций с детьми дошкольниками. Каждая сказка была написана по запросу, но может применяться к детям со схожими трудностями с доработками и изменениями под конкретного ребенка или группы детей.
Красный мячик (проблема социализации у детей 3-4 лет)
Жил был котенок Пух. Он очень любил гулять и играть на улице. Потому что там всегда было много других котят. Они прыгали, бегали веселились. Как-то раз Пух вышел гулять. А там котята играют в мяч.
«О, какой красивый красный мяч, я тоже хочу такой!» - подумал Пух. Мяч был красный, большой, прыгучий. Котята бросали его друг другу и смеялись.
Пух подбежал и отнял мяч у котят. Он очень обрадовался, что у него такой мячик. Пух стал ждать, что другие котята прибегут к нему играть. Он ждал и ждал, держа мяч лапками. Но котята не прибежали, они начали играть в догонялки. И им было весело и интересно вместе.
А Пух так и сидел с красивым красным мячиком, но ему было почему-то совсем не весело.
Полянка (страх социализаци у детей 3-4 лет)
Жил был зайчик Зай. И всего он боялся: упадет шишка над норкой - у зайчика ушки дрожат, хрустнет веточка - и прячется Зай в самый дальний уголок норки. Не выходит зайчик на полянку к зверятам играть, боится.
Выглянул как-то Зай из норки, вдруг видит какой-то клубочек катится, хотел он было уже прятаться, да рассмотрел все-таки, что это ежик! Остановился ежик рядом с зайчиком и говорит: «Здравствуй зайчик, не бойся я тебя не обижу. Ты любишь играть? Пойдем поиграем на полянку!. «Ой, я боюсь…»- ответил зайчик. «Не бойся, вдвоем не страшно!» Хоть и с опаской, но все-таки вышел зайчик с ежиком на полянку. И стали они играть. И в догонялки, и в прятки, и поделки из шишек и листочков делали. Через некоторое время и белочки прискакали, и волчонок, и другие зверята. Зай и не заметил как время прошло в играх, домой пора.
И с тех пор перестал бояться зайчонок на полянку выходить. Каждый день собираются зверята на полянке, играют. И Зай с ними!
Волчонок (вербальная агрессия у детей 4-6 лет)
В одном далеком лесу жил-был Волчонок. У него были красивые, здоровые и крепкие зубки. Волчонок им и очень гордился и часто щелкал ими. Но была у Волчонка одна плохая привычка. Он говорил много нехороших и злых слов, и часто ругался.
Как-то раз Волчонок встретил добрую волшебницу и по привычке наговорил ей обидного, щелкнув зубами. Тогда волшебница заколдовала Волчонка. И с того момента после каждого плохого слова у Волчонка выпадал один зуб. Со временем зубов у Волчонка совсем не осталось. И он уже не мог как раньше красиво щелкать ими во всю пасть. Стал расспрашивать Волчонок у лесных жителей, почему у него выпали все зубы? Мудрый Филин объяснил ему причину. Волчонок все понял, извинился перед волшебницей, и у него начали расти новые зубки.
С тех пор Волчонок бережет свои зубки. Он чистит их вовремя и НИКОГДА не говорит плохих слов. А лишь щелкает в свое удовольствие.
Гномий сад (приучение к уборке игрушек детей 3-4 лет)
В одном волшебном городе, на сказочной улице был гномий сад. Там целыми днями играли маленькие гномики. Играли, развлекались и даже немножко баловались. Игрушек у них было много-много. И куклы, и машинки, и мячи, и пирамидки, и куча всего еще интересного. Но даже имея столько игрушек в группе, некоторые приносили еще игрушки из дома. Они очень любили играть. Да, да, но только играть…. А вот убирали игрушки не всегда.
Идет гномик к стеллажу с книгами: «Айяй!» Споткнулся о плюшевого мишку, упал. БОЛЬНО….
- «Игрушки уберем, порядок наведем!» - говорит воспитатель гномикам.
Убрали гномики все по местам. И продолжают играть, и достают новые игрушки с полок. Захотелось гномикам покувыркаться на коврике. «Бам, бум, хрясь» - сломалась машинка. Приземлился на нее в кувырке один их гномиков. «Обидно, жалко машинку(«.
- «Игрушки уберем, порядок наведем!» - говорит воспитатель.
Убирают малыши игрушки на места.
Но вот и домой пора идти. Пришли за гномиками мамы и папы.
-«УУУУУУУУ!» - плачет малышка гномик – «Куклу не могу найти свою любимую!» Потерялась кукла среди игрушек, которые опять не на месте.
- «Игрушки уберем, порядок наведем и куколку найдем!»- сказали все гномики хором!
Убрали игрушки, навели порядок, нашли куклу.
Ну вот и домой собираться можно!