Ольга Переяславцева
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа
воспитателя и учителя-логопеда
с общим недоразвитием речи.
Выступление на семинаре-практикуме
для воспитателей групп компенсирующей направленности
учитель-логопед
Переяславцева О. В.
г. Старый Оскол
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Современный ребенок к 5-ти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать сказки и тексты, содержание которых соответствует возрасту детей. В норме к 5-ти годам ребёнок произносит правильно все звуки, правильно воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР). Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы : фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения для детей с ОНР предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Но поскольку полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития, необходима реализация программы массового детского сада.
Остановимся на аспектах работы воспитателя, в которой можно выделить два основных направления :
1. Коррекционно-воспитательное
2. Общеобразовательное
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков.
Первое направление коррекционно-воспитательное является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное, подчинённым.
Коррекционная работа в нашей группе осуществляется под руководством и контролем учителя-логопеда. Его главенствующая роль во всём педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, структуру речевого дефекта, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя относятся :
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях
• Максимальное пополнение и уточнение словарного запаса детей в процессе режимных моментов
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
• Развитие целенаправленного внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительно-моторных координаций – процессов, тесно связанных с речью
• Совершенствование словесно-логического мышления как одной из важнейших функций речи
• Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, связанных с речевой функцией
Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатели проводят во второй половине дня. Это – так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради. Там же указывается вид работы с данным ребёнком, например, выполнить артикуляционные упражнения, проговорить слоги, слова, предложения с данным звуком, закрепляя его правильное произношение; определить место звука в слове, по предметным картинкам с использованием схемы и условных обозначений и т. д.
На логопедическом часе воспитатель успевает заниматься лишь с 4-5 детьми. Важно, чтобы в это время все остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали занимающихся. При распределении игр должны учитываться индивидуальные особенности ребё нка: детям с низким уровнем развития мелкой моторики можно предложить мозаику, конструктор, пазлы, книжки-раскраски; детям с низким уровнем произвольных процессов, гиперактивным – парные или групповые игры, требующие соблюдение правил (лото и настольные сюжетные игры).
Индивидуальные занятия с детьми проводятся воспитателями в группе, а иногда в кабинете логопеда, где установлено большое зеркало. Это необходимо для уточнения артикуляции звуков, выполнения артикуляционной гимнастики, самоконтроля ребёнка за правильностью и точностью движений речевого аппарата. Занимаясь с воспитанниками, важно помнить, что проговаривание фонетического материала проводится с обязательным выделением голосом закрепляемого звука. Кроме того, необходимо следить за лексико-грамматической стороной речи и сразу же исправлять такого рода ошибки, демонстрируя ребёнку правильный речевой образец.
Требования к проведению фронтальных занятий по развитию речи в логопедической группе отличаются от аналогичных в массовой группе :
• необходимостью в согласовании с учителем-логопедом тем. На занятиях в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Например, в сентябре это могут быть темы «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
• учётом особенностей речевого развития детей, структуры их речевого дефекта, что проявляется в отборе речевого материала
• методикой обучения построению связного речевого высказывания: на первом этапе работы – это построение предложений по образцу с использованием опор (предметные и сюжетные картинки, схемы, выполнение действий с предметами); на последующих этапах речевые упражнения с элементами творчества)
Пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей воспитатели осуществляют на протяжении всех режимных моментов: в раздевалке, спальне, уголке природы, игровом уголке, на прогулке – там, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Находясь с детьми в течение дня, педагог имеет возможность многократно обращать их внимание на то или иное речевое действие, активизировать и закреплять в речи новые слова или их формы, поощрять их успехи, тем самым продолжая работу, начатую логопедом в первой половине дня.
Выбирая дидактические игры, целесообразно отдавать предпочтение речевым коллективным играм. Это могут быть подвижные игры с речевым сопровождением (на прогулке, игры на развитие фонематического слуха, словообразования, обогащения словаря («Угадай, чей голосок», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Доскажи словечко», «Назови много предметов» и др.)
Развитие артикуляционной моторики воспитатели проводят систематически вслед за аналогичной работой логопеда. На подготовительном этапе к постановке звуков это ежедневные комплексы упражнений по 3-5 минут несколько раз в день. Пальчиковая гимнастика также проводится логопедом утром, а воспитателями во второй половине дня.
Одной из форм совместной работы логопеда и воспитателя является ведение звукового экрана, где логопедом отражается состояние звукопроизношения каждого ребёнка на данный момент. Звуковой экран предоставляет воспитателям информацию, необходимую для контроля за речью детей.
Совместная работа воспитателя и логопеда предусматривает контроль за речью детей. Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись корректно, а старание и успехи поощрялись.
Работа воспитателей с родителями осуществляется в значительно большем объёме, чем логопедом, который видится с родителями эпизодически. Поэтому воспитатели консультируют родителей по поводу выполнения домашних заданий логопеда, разъясняют непонятные термины, рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются дети при выполнении речевых упражнений для продолжения работы в этом направлении дома, а также ставят родителей в известность об успехах и достижениях их детей.
Таким образом, слаженность в работе логопеда и воспитателя ведёт к успешному осуществлению коррекционно-воспитательной деятельности в группе детей с нарушениями речи.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи. Подготовка к школе детей с ОНР. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая и подготовительная группы).
2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. М. – Акцидент, 1997.
3. Ткаченко Т. А. В 1-й класс без дефектов речи. М. – Детство-Пресс, 1999.
4. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению ОНР у дошкольников в условиях специальной группы детского сада. –Дефектология, 1989, №4.