Ольга Силаева
Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Успех в этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ? - формировать представления об этапах развития личности ребёнка; - выявление принципов взаимодействия между родителями и ребёнком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Публикация «Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) Оказание разовой помощи;
2) Способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; 4) Родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско – педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей. Выделяются два основных направления взаимодействия с семьё й: Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Основные принципы организации работы с семьё й: - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок); - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка. Существует четыре формы организации работы с родителями: - информационно – аналитическая; - досуговая; познавательная; - наглядно – информационная. Информационно – аналитическая. Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого – педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросчиков, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков». Досуговая.
Досуговые формы организации призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т. п. Познавательная. Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приёмами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров – практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, проигрывания проблемных ситуаций, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т. т. п. Наглядно – информационные. Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки – передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете – мы отвечаем», советы рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера с пропагандой определённых идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды – презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребёнка. Можно организовать рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка. Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребёнка, дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно – познавательной деятельности, результат которой – создание какого – либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие творческой личности ребёнка. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы); Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя». По продолжительности проекты могут быть: Краткосрочными Средней продолжительности Долгосрочными. Для методов проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта. Ребёнок дошкольного возраста ещё мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые.
Как же выбрать тему для совместного проектирования?
В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть: Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами, книжки – самоделки, стенгазеты на темы: «Домашние любимцы», «Мой папа в армии служил», «Любимая мама», «Кто живёт в деревне» и т. д. Составление карты своего города, района с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей. Изготовление макетов по сказкам» «Домик трёх медведей», «Волшебная страна», «Прогулки по морскому дну» и т. д. Выставки: «Умелые ручки», «Путешествие в страну бабочек», «Ёлочка – зелёная иголочка» В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Также участие родителей в совместном проекте способствует: Сближению в общении «педагог – родитель»; Родители знакомятся с оздоровительной работой дошкольного учреждения; Родители приобретают практические навыки в области развития ребёнка; Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания; В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребёнком. Взаимодействие взрослых на основе понимания самоценности периода дошкольного детства, предпочтение технологий сотрудничества с детьми в доступных ребёнку видах деятельности способствует более комфортному проживанию периода дошкольного детства в условиях защищённости, любви, поддержки и формирует такие ценности личности как самоуважение, уверенность в своих силах, сознание своих прав и свобод, а также воспитывает положительное отношение к другим людям и к миру. Через проекты со своими детьми родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в детском коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своём ребёнке. Только с помощью совместных проектов родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к детскому саду как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребёнка. Через совместную проектную деятельность вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать своё поведение, а иногда, и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении данной формы работы является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей. Опыт работы. В своей практике я использую одну из эффективных форм взаимодействия – проектную деятельность. Согласно ФГТ изменилась форма планирования воспитательно – образовательного процесса. Каждая неделя посвящена изучению определённой темы. В рамках тематической недели: «В мире животных», проводились беседы об особенностях внешнего вида, среды обитания, питания: животных жарких стран, пустыни, севера и морских обитателей. Во время этих бесед у детей возникли вопросы : - Почему змея может заглатывать крупную добычу целиком? - Как она может так широко раскрывать свою пасть? И много других интересных вопросов. Исходя из этих вопросов, мы решили создать проект о рептилиях. Мы назвали наш проект «Этот удивительный мир рептилий». Определили проблему: «Какие бывают рептилии, чем и как питаются». Поставили цель исследования – «Формировать целостное представление о разнообразии мира рептилий». В ходе проекта решались задачи: Выявить особенности внешнего вида, питания, добывания пищи, мест обитания, размножения: ящериц, крокодилов, черепах, змей. Данная задача решалась в такой образовательной области как коммуникация, познание, социализация, безопасность. Систематизировать полученную информацию о рептилиях. Данная задача решалась в таких образовательных областях как физическая культура, художественное творчество. Формировать бережное отношение к представителям животного мира. Данная задача решалась в такой образовательной области как художественная литература. Наш проект был информационным и среднесрочным. Дети рассказали о проекте дома и многие родители заинтересовались. В изучении данной темы родители использовали социальные ресурсы (посещение крокодиловой фермы, цирка, зоопарка) Информационные (интернет, энциклопедии, книги о животных, Просмотр мультфильмов, передач о животных, документальных фильмов). А так же необходимая для закрепления полученных знаний использовалась продуктивная деятельность. Итогом этого проекта был НОД, где дети рассказывали, что они узнали о рептилиях, показывали работы сделанные вместе с родителями. Один из этих проектов «Этот удивительный мир рептилий» авторами которого были мальчик Саша и его мама стал участником районного конкурса «Я познаю мир», а так же лауреатом 2 степени интернет конкурса исследовательских проектов. В результате данной совместной партнёрской деятельности взрослых и детей у каждого из участников была возможность лучше узнать друг друга, выслушать друг друга, поделиться опытом. В заключении делая вывод, мы считаем, что проектный метод эффективен в работе с семьёй, так как он позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, это способствует эмоциональному сближению родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы ДОУ с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.