Войтешонок Елена
Совместная организованная познавательная деятельность детей и родителей в старшей группе «Северные посиделки»
«Северные посиделки»
Зада чи:[/b]
1. Формировать умения у детей создавать выразительные узоры на предметах, передавая характер Каргопольской росписи соблюдая форму элементов и колорит;
2. Способствовать созданию позитивного эмоционального фона во время выполнения совместного дела.
3. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного и музыкального искусства.
4. Развивать творчество и воображение.
5. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
Оборудование к занятию:
Публикация «Совместная организованная познавательная деятельность детей и родителей в старшей группе „Северные посиделки“» размещена в разделах
Тарелки бумажные по одной на каждую пару, гуашь 1 набор на пару, кисточки на каждого участника, пооперационные таблицы рисования элементов на каждую пару, простой карандаш, баночки с водой, влажные салфетки, тряпочки.
Предметы быта с Северодвинской росписью.
Песня «Мы живем на Севере».
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые.
Ребята скажите, какое сейчас время года?
-Зима.
- Ребята, назовите приметы зимы.
- Холодно на улице, мороз, ветер, много снега, длинные ночи.
- Молодцы, ребята. Зимой действительно очень длинные ночи. Поэтому на улице долго не погуляешь. Чем вы занимаетесь дома в долгие зимние вечера?
(ответы детей)
- А вот раньше не было света, телевизоров и даже радио не было. Чем же люди занимались зимним вечером, как вы думаете?
(ответы детей)
- Сегодня я вам и расскажу, чем занимались люди в зимние вечера у нас на севере.
Собирались люди на посиделки.
- Вот и я приглашаю вас на северные посиделки. Здесь, вы узнает, чем люди занимались зимой. На посиделках обязательно есть хозяйка и гости. Хозяйкой сегодня буду я, а вы моими гостями.
Давайте поприветствуем, друг друга, как на Руси повелось, поклоном. Здравствуйте гости званные, долгожданные. А теперь садитесь за стол.
Когда завершалась страда полевая, весь урожай был убран, в деревнях начинались посиделки.
На посиделках женщины пряли, да ткали, шили себе приданное, расписывали деревянную да берестяную посуду, а мужчины делали сапоги, плели из бересты домашнюю утварь.
- А еще на посиделках пели песни да частушки, водили хороводы.
А сейчас я приглашаю вас встать в хоровод.
Дети и родители водят хоровод под песню «Мы живем на севере»
Дети и родители садятся за столы.
- Ни одни посиделки не проходили без угощения, вот и я сегодня для вас пирогов напекла и самовар согрела.
Слышится кряхтение. Шум. С печки слезает дед.
Дед:
Кто там шумит, мне спать не даёт?
Хоз
Не ругайся, дедушка, лучше сядь за стол да пирогов поешь, только из печи достала. (ставит на стол горшок).
Дед:
Вкусно пахнет, ты мне хозяюшка пирожок на самую красивую тарелочку положи.
Хоз:
Ой, ребята, а тарелки то у меня все простые, не нарядные. Не хочется деда обижать, пирог в простой тарелке подавать.
Сделаем ему красивую расписную тарелку.
Люди на Руси всегда украшали свою посуду да домашнюю утварь росписью. Воспитатель демонстрирует расписные предметы быта.
- А что еще расписывали, кроме посуды?
(Глиняные игрушки)
- Ребята, с какой росписью мы познакомились?
(С Каргопольской росписью)
- Как вы думаете, сможем мы расписать тарелочку для деда Архипа, используя элементы каргопольской росписи? Какие элементы мы можем использовать? (знаки солнца, волнистые и прямые линии, элементы обозначающие зерно)
Давайте распишем тарелки, используя элементы Каргопольской росписи. Объяснение работы:
- Я предлагаю вам расписать тарелку, используя традиционные орнаменты и элементы Каргопольской росписи – в центре тарелки можно поместить знаки солнца, по кайме – волнистую линию или прямую линию и зернышки.
У каждого из вас есть таблица с подробным описанием того, как нарисовать тот или иной элемент. Вы самостоятельно составите и нарисуете композицию.
Самостоятельная работа.
- Давайте-ка поиграем, пока тарелки подсыхают. Да деда Архипа позовем.
Проводиться русская народная игра «Сахаринка».
Играют родители и дети.
Хоз:
- А теперь ребята, давайте покажем деду свои тарелочки.
Дед Архип рассматривает тарелки и благодарит детей за работу.
Хоз:
- Ну вот и подошли к концу наши посиделки. Кто запомнил чем люди на посиделках занимались? Понравилось ли вам ребята. А теперь пришла пора всех пригласить к столу.