Светлана Пирогова
«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширить знания воспитанников о малой Родине, познакомить с литературным наследием поэтов и музыкантов Югры.
Задачи:
Доставить радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои творческие способности.
Продолжать формировать певческий голос, чувство ритма, развивать навыки выразительного движения.
В исполнительской деятельности чувствовать различные эмоциональные состояния и передавать различные переживания, настроения.
Воспитывать любовь к Родине, теплые и дружеское отношение к народам других национальностей.
Публикация «„Северные посиделки“, Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал: Карта ХМАО (слайд); ягоды клюквы; туесок с бисером; хантыйские костюмы; атрибуты к играм и танцам, мультимедийная презентация, выставка рисунков «Северный вернисаж».
ТСО: компьютер, проектор, экран.
Словарная работа: закрепление и активизация в речи слов: северное сияние, чум, туесок, бисер, оленеводы, стойбища.
Индивидуальная работа: активизировать внимание Леры, Алины, Жени.
Жестикулируя помочь затрудняющимся детям в исполнении танцев «Северное сияние», «Хантыйский»
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, слушание, игра, танец, песня, стихотворение, пословицы, загадки.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов, танцев, пословиц, поговорок, отгадывание загадок. Знакомство с малой Родиной ХМАО и городом Советский, с бытом народов ханты и манси, их играми, чтение сказок, экскурсия в музей, рисование на тему, знакомство с национальными играми Югры.
Работа с родителями: разучивание стихов, подготовка костюмов и оформления к празднику, привлечение на экскурсию в музей, к участию в празднике, играх, консультация «Музыкальные инструменты народов ханты и манси», «Знаменитые люди Югры».
1. Организационный момент. Слайд №1
Под звучание песни «Югра» дети входят в музыкальный зал, где их встречает Ведущая (воспитатель) с двумя девочками в хантыйских костюмах, и садятся на лавочки.
2. Введение в тему.
ВЕДУЩАЯ.
Добро пожаловать, гости дорогие! Мы очень рады видеть вас, ребята, на наших Северных посиделках в этом уютном зале.
1 девочка.
Словно люльку, дверь тяжелую качни –
С другом к нам на посиделки приходи!
2 девочка.
Соберемся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя.
1 девочка.
Если человек – гость издалека
Ты ему скажи – вот моя рука!
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
2 девочка.
Сердцем щедрым, словно огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом.
ВЕДУЩАЯ. Познакомьтесь ребята: сегодня к нам в гости из стойбища приехали девочки Мисне и Акань. Давайте поздороваемся с ними по хантыйски: вуся ода! По мансийски: пася!
Ребята, как называется край, в котором мы живем? (ответы детей). Правильно, ХМАО – Югра – наша малая Родина. А какие народы издревле живут в ХМАО? (ханты и манси)
Слайд №2
Правильно, наряду с большими городами и малыми селениями в ХМАО – Югре есть совсем небольшие селения – стойбища, где живут в домах – чумах кочевники – оленеводы (ханты и манси). Девочки, расскажите нам, а кто такие ханты?
Акань.
Всех людей мы называем ханты,
Ханты – русский, ненец и узбек
Потому, что это слово «ханты»
В переводе значит «человек».
Мисне.
Это очень дорогое слово,
Ты его не выпускай из рук,
Не разбей по ветру бестолково,
На него откликнется твой друг.
Акань.
Это слово северным сияньем –
Пусть пылает в заполярной мгле,
Помни наше мудрое названье:
Ханты – все народы на земле!
Слайд №3
Девочки исполняют Хантыйский танец.
ВЕДУЩАЯ.
Какой красивый танец, спасибо вам за доставленное удовольствие. Ребята, расскажите девочкам, что вы знаете о народах ханты и манси, чем они занимались?
Слайды№ 4 – 7
( дети: оленеводством, рукоделием – выделкой шкур животных, шитьем одежды и обуви, охотой, рыболовством и др.). А знаете ли вы пословицы и поговорки народов ханты м и манси? Девочки начинают, а вы продолжаете.
Акань и Мисне (по очереди)
Хозяином будешь….свой край полюбишь, родным домом назовешь
Рыбак рыбака…. видит издалека
Добрыми мыслями живешь….будто воду пьешь
Будь рыболовом с головой…а охотником с душой
От хорошего хозяина…собака не убежит
Рыба в реке… еще не в руке
Рыба мелка… да уха сладка.
На лице улыбка…Если ловится рыбка.
ВЕДУЩАЯ. Скажите нам, а какая рыба водится в наших северных реках? (дети отвечают, родители дополняют)
Слайды № 8,9
А вы, ребята, хотите порыбачить? (дети - да)
Конкурс «Рыбалка»
(дети делятся на две команды – одна встает за Мисне, другая за Акань. Напротив каждой команды в обруче «лунке» лежат рыбки, рядом удочка. По сигналу дети по одному на снегоступах бегут к своей лунке, ловят рыбу, снимают ее с крючка – магнита и кладут в ведерко, возвращаются обратно, передают удочку следующему игроку). Предложить родителям участвовать в игре.
ВЕДУЩАЯ. Молодцы, вы были очень ловкими рыбаками, а сейчас наши отгадайте северные загадки :
Мисне и Акань (по очереди)
Не вода, не суша, на лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (слайд - болото)
В воде играет,
На земле умирает? (слайд - рыба)
Под водой сидит колдунья
У нее сто глаз. (слайд - сеть)
Рукой махнул – дерево погнул. (слайд - ветер)
Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет,
От рогов густая тень,
То красивый зверь…. (слайд - олень)
ВЕДУЩАЯ. Акань и Мисне, поиграйте с ребятами в национальные игры народов Севера!
Слайд №10
Эстафета «Ловим оленя»
(по команде первый игрок команды бежит к противоположной стене зала, берет из обруча кольцо и набрасывает его на рога) чья команда больше.
Эстафета «Оленьи упряжки»
(дети встают парами, друг за другом, берутся за руки, по команде пара добегает до фишки, обегает ее и возвращается, передавай эстафету следующему) предложить родителям участвовать в игре.
ВЕДУЩАЯ. Спасибо вам, девочки, оставайтесь на нашем празднике. А мы с ребятами расскажем вам о современной Югре. Ребята, какие народы живут в современной Югре? ( дети: русские, татары, башкиры, азербайджанцы, армяне, украинцы, белорусы и др.).
Слайд №11
Многие из них приехали покорять Север : заготавливать лес, пушнину, добывать газ и нефть, строить дома, благоустраивать северные поселки, работать в больницах, детских садах и школах. Северяне – так называют людей, связавших свою жизнь с нашим северным краем. Это наши родители, знакомые, соседи, это и мы с вами ребята! Есть среди них и знаменитые северяне.
Ребенок.
Здравствуй север мой холодный,
Реки, сосны и поля,
Человек земли свободной,
Я пришел открыть тебя,
Солнце свети над тобою,
Комары гудят в лесу,
Связан я с тобой судьбою
В сердце я тебя несу (Н. Белов)
ВЕДУЩАЯ. Вы уже знаете имена знаменитых людей труда, первопроходцев, тех, кто стоял у истоков нефтяной и газодобывающей промышленности. О них эти стихи.
Слайд №12
Дети:
Тюменский край позвал на подвиг смелых.
Они пришли, и, не жалея сил,
Из - под земли от этих рук умелых
Здесь ни один тугой фонтан забил.
В тайге и тундре вышки встали
Пугая набегающих зверей,
Уходят вышки в северные дали
Как сказочный отряд богатырей.
ВЕДУЩАЯ. На трудных жизненных дорогах северяне не растеряли главных достоинств человека – доброты душевной, чуткости ко всему живому, внимательного, сердечного отношения к малой – суровой, северной, но самой дорогой Родине. Поэты, художники, музыканты воспевают удивительный Север, его красоту в своих стихах, картинах, песнях. Послушайте стихотворение местного поэта Н. Бакалова, стихи которого легли в основу песен о нашем городе.
Ребенок.
Город наш - таежная столица,
Наш Советский - город молодой
В герб его не зря взлетела птица
Глухариной чуткой красотой,
Средь районных спутников – поселков
Он сияньем северным горит,
Счастье для живущих и потомков
Доброю рукою он творит.
ВЕДУЩАЯ. В столице нашего края Ханты - Мансийске живет еще один известный северянин - самодеятельный композитор В. Пшеничников.
Слайд №13,14
Я хочу предложить вам послушать одну из них на стихи хантыйского поэта А. Тарханова, о суровой красоте северного края.
Слайд №15 Дети исполняют песню
«Белый олень» сл. А. Тарханова, муз. В. Пшеничникова
Сердцу дорог край суровый,
По душе нам снежный день
Здесь живет в лесах кондовых
Белый редкостный олень.
Припев:
У него свои дорожки,
У него своя река.
Любит он цветы морошки,
Любит ягель и снега.
У неведомых селений
Он в ладонях вьюги рос.
В нартах белого оленя
Ездит Дедушка Мороз.
Мы оленю подарили
Ягельный сосновый край.
Нашу сказку, наши были
Ты, олень, не забывай.
ВЕДУЩАЯ. Всем в нашем крае известно имя мансийского поэта Ювана Шесталова.
Слайд №16
Послушайте одно из его стихотворений «Северное сияние»
Слайд №17
Ребенок :
Чудо - чудо чудеса, загорелись небеса
Ой, горит, пылает пламя над сверкающими льдами,
Ой, горит большой костер выше леса, выше гор,
Он горит, а снег не тает, он блестит, и не сгорает
Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.
Кто зажег огонь чудесный, золотой огонь небесный?
Не живет ли в вышине великан могучий?
Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?
Ничего за тучей нет, не пекут нам хлеба
Это свет, холодный свет северного неба.
Танец «Северное сияние» (слайд - северное сияние)
ВЕДУЩАЯ. Всем в нашем городе известны песни таких самодеятельных композиторов, как Светлана Николаева, Владимир Безносиков, Николай Николаев. Учитель музыки поселка Малиновский Советского района Николай Павлович Николаев говорил: «Пусть музыка любовью наполняет сердца…». Ученики называли его с уважением - «Наш маэстро», потому что он сочинял для ребят замечательные песни. Мы с вами тоже любим и знаем песни Николая Николаева. Назовите эти песни, ребята. (ответы детей : «Баба Яга», «Надевайте валенки!», «С горки кувырком», «Песенка о Лесеньке».
Сегодня в исполнении ребят вы услышите новую песню Н. Николаева.
О тебе поем мы песни
Они летят во все края
И всей земле теперь известна
Ханты - Мансийская земля.
Слайд №18
Звучит песня «Родина Моя» муз. Н. П. Николаева, слова З. Александровой (на экране слайд – шоу с видами северной природы)
Родник с водою чистою
Луга, поля, леса
Здесь все родное, близкое,
Здесь родина моя!
Припев: Родина моя, родина моя, родина!
От ветра низко клонится
Рябина у ворот
А в поле за околицей
Березок хоровод.
Бежит тропинка узкая
И вдаль зовет меня
Прекрасна наша русская
Любимая земля.
Слайд №19
ВЕДУЩАЯ. Время бежит очень быстро, наши посиделки подошли к концу. Надеюсь, они пришлись вам по душе. Любите и берегите нашу малую Родину. Может быть, кто то из вас, когда вырастет, тоже станет композитором, музыкантом, поэтом или художником, прославляющим наш край. И тогда мы будем читать ваши стихи, петь ваши песни, рассказывать о ваших трудовых подвигах и свершениях. К сожалению, Мисне и Акань пора возвращаться в свое стойбище. Мы были очень рады видеть вас, приезжайте к нам снова.
Мисне. Приезжайте и вы к нам в гости, будем ждать.
Акань. А захотите – останетесь, будем вместе на охоту ходить или рыбачить.
ВЕДУЩАЯ. Охота и рыбалка, это хорошо, только нашим ребятам пора к школе готовиться. И вам, наверно, тоже?
Мисне: Примите от нас в подарок этот туесок.
ВЕДУЩАЯ. Да в нем бисер, которым девочки расшивали свою одежду. Будем бисер на ниточку надевать – будем пальчики развивать, потом в школе красиво писать. Спасибо, хороший подарок!
Акань. А я хочу угостить вас очень полезным напитком из клюквы (подает кувшин)
Мисне. «До свиданья» - «Торум от Олен»(хант.)
Акань: «До свиданья» - «Номен ики» (манс.)
ВЕДУЩАЯ. Спасибо, приезжайте к нам еще в гости! До свиданья!
Девочки уходят.
3. Заключительная часть.
Слайд №20
ВЕДУЩАЯ. Ребята, вам понравились наши северные посиделки? Что понравилось больше всего? Молодцы, как много мы с вами сегодня узнали. А вам, дорогие мамы и папы, понравилось? Спасибо вам за внимание, аплодисменты и активное участие. Пора в группу, приглашаю всех угощаться клюквенным морсом.
Звучат хантыйские мелодии, дети и гости выходят из зала.