ирина зуева
Совместная игровая деятельность учителя-логопеда с детьми по развитию речевой коммуникации и по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная игровая деятельность учителя-логопеда с детьми по развитию речевой коммуникации и по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детей с ОНР. «Путешествие с паровозиками Томасом и Тишкой. Звуки Т, Ть, буква Т»
Подготовила и провела учитель-логопед Зуева И. А. МКДОУ №330 д/с «Аринушка» г. Новосибирск
Публикация «Совместная игровая деятельность учителя-логопеда с детьми по развитию речевой коммуникации и по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению грамоте, овладению навыками письменной речи.
Программное содержание :
Образовательные задачи:
• Актуализировать словарь по теме «Транспорт».
• Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звуков [Т] - [Т’].
• Упражнять в дифференцировке твёрдых и мягких согласных, воспринимаемых на слух.
• Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять место звука в слове.
• Работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.
• Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи :
• Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
• Совершенствовать координацию речи с движением.
Оздоровительные задачи:
• Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица,
Пальчиковую гимнастику, упражнение для тренировки глазодвигательных мыщц.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Предварительная работа:
• Совместные речевые игры по подготовке к обучению грамоте «Знакомство со звуками [Т] - [Т’]».
• Совместная игровая деятельность по развитию речевой коммуникации по лексической теме «Транспорт»
Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные) :
• Компьютер, мультимедийная доска SMART;
• Условные обозначения для составления характеристики звука (кубики);
• Цветные палочки для выкладывания буквы;
• Условные обозначения для составления схемы слова (цветные фишки);
• Картинки, с изображениями транспорта для Д/И «Где спрятался звук» (трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, катер, теплоход, мотоцикл);
• Замок с ключом
Организационный момент
Дети под музыку входят, приветствуют гостей и встают полукругом перед столами
Логопед: - Ребята, с гостями вы поздоровались, а сейчас поздороваемся друг с другом ласково и радостно…А сейчас здороваются ручки, ножки, голова, плечи, носик, глазки, брови, щечки, ушки, губки, волосики (с движениями)
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе (показ Томаса)
Логопед: - Кто догадался, с кем мы отправимся в путешествие? (с паровозиком Томасом). Дети садятся за столы.
Томас очень трудолюбивый паровозик, очень ответственный, поэтому Большой Начальник дал ему трудное и важное задание: доставить в г. Паровозовск новый транспорт.
1. Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, Томасу сначала нужно пересечь море. Как вы думаете, на чем он может переправиться через море?. Вот он переправляется через море на пароме. (слайд) Ребята, давайте посмотрим, что же загрузили Томасу?. (ответы детей по наложенным изображениям). Ой, а вертолеты забыли погрузить. Давайте поможем вертолетам, быстрее переправим их на паром. (дуем на картинку с движущимся вертолетом)
4. Составление деформированных предложений.
Логопед: Томас уже добрался до славного города Паровозовска, где живут только паровозы. Множество паровозов встречали его у ворот города
, и, конечно же, среди них был наш старый знакомый паровозик Тишка. Сразу посыпались вопросы:
- Как добрался? – Как дорога? Но, Томас очень устал, хотел спать, поэтому он сказал:
- Пароме, плыл, на, Томас.
- Железной, по, Томас, дороге, ехал.
Никто ничего не понял. А, вы поняли, что сказал Томас? (Нет) Почему? (Томас сказал все слова вперемежку).
Логопед: Давайте, составим из этих слов правильные предложения, чтобы было понятно, что сказал Томас.
Составление предложений (слайды с картинками)
Томас плыл на пароме. Томас ехал по железной дороге.
(Подсчёт слов в каждом предложении)
Логопед: Назовите 1е слово, 2е и т. д., сколько слов в предложении?
Какое маленькое слово в этом предложении? (на, по)
Логопед: Утром, когда Томас хорошо отдохнул, к нему пришел паровозик Тишка и они отправились на транспортный склад.
4. Зрительная гимнастика.
Логопед: Томас и Тишка встали на рельсы и поехали.
А мы, ребята, давайте глазками проследим их путь. (слайды со зрительной гимнастикой, дети следят глазами).\
5. Характеристика звука [Т].
Логопед: Вдруг перед паровозиками опустился шлагбаум.
(слайд №2).
Логопед: - Шлагбаум откроется, если произнести нужный звук, а какой, догадайтесь сами. Этот звук согласный, потому что есть преграда, язычок поднимается наверх и стучит, как молоточек, бывает твёрдым и мягким, он глухой.
Тишка и Томас глубоко задумались, задание оказалось для них слишком сложным. Ребята, а вы сможете помочь паровозикам (Да)
Какой это звук? ([Т])
- Давайте проверим, правильно ли мы угадали, составим схему звука [Т]
Ребенок выкладывает из кубиков условные обозначения и из палочек букву.
Логопед: Какой буквой обозначаем звук [Т] (обозначаем буквой Т – выкладывают ее из палочек) .
Какой это звук гласный или согласный? Докажите. (он согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок)
Каким бывает звук [Т]? (твёрдым -выкладывается синий квадратик)
(мягким - выкладывается зелёный квадратик).
Какой это звук глухой или звонкий? (глухой, голосок спит, не просыпается (выкладывается перечёркнутый колокольчик).
Логопед:- Теперь, чтобы шлагбаум открылся, произнесё м все вместе: ттттттт.
(Слайд №3).
- Спасибо, ребята, - сказали паровозики и поехали дальше. Не успели они набрать скорость, как… Дорога сломалась
Слайд №4.
6. Д/И «Добавь звук [Т]».
Логопед: - Ребята, Томасу и Тишке опять требуется помощь. Вы готовы помочь? (Да). Если вы выполните следующее задание, то дорога починится сама.
Логопед читает начало слова, ребёнок добавляет звук [Т] и говорит целое слово. Слова: самолё, вертолё, пило, машинис, биле, паке… .
Логопед: Выберите слова, обозначающие транспорт? (самолёт, вертолёт) Выберите слова, обозначающие профессии людей, работающих на транспорте? (машинист, пилот).
Слайд №5.
Логопед: Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, - и двинулись дальше.
7. Д/И «4-й лишний» (различение [Т] и [Т’]).
Логопед: Вдруг – на пути семафор. Горит красный свет – это значит? (хода нет).
Слайд №8
Послушайте слова со звуками [Т] и [Т’], назовите лишнее, тогда загорится зелёный свет.
Слайды картинки:
• Трамвай, катер, самолёт, автобус (лишнее слово «катер», потому что в нём звук [Т’], а в остальных [Т]);
• Теплоход, электричка, катер, троллейбус (лишнее слово «троллейбус», потому что в нём звук [Т], а в остальных [Т’])
Слайд №9.
Логопед: Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, вы молодцы!
8. Физминутка «Поезд»
Логопед: А теперь, выходите, садитесь в вагоны, прокатимся!
(постепенно ускоряя темп от медленного до быстрого).
Рельсы – рельсы,
шпалы – шпалы,
Томас выехал с вокзала.
Остров он покинул свой,
Чтобы привезти домой
Самолёты
и трамваи,
Вертолёты
и такси,
И другой полезный транспорт,
Что Начальник попросил.
9. Д/И «Где спрятался звук?».
Слайд № 6
Здесь автобус на пути –
Паровозу не пройти,
Чтоб автобус тот убрать,
Место звука [Т] узнать
Надо в заданных словах,
После – мчи на всех парах!
Логопед: Чтобы помочь паровозикам, надо услышать, где спрятался звук [Т] или Ть - в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам специальные картинки, которые лежат у вас на столах.
картинки (трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, электричка, катер,, дети обозначают место звука в слове синей или зеленой фишкой.
Слайд № 7.
- Спасибо, ребята! Не оставляйте нас, иначе мы не сможем добраться до склада - и заспешили дальше.
Логопед: Мы не оставим наших героев, правда, ребята? (Да)
10. Д/И «Поезд» (составление схемы слогов).
Логопед: - Они уже подъехали к складу, чтобы разгрузить вагоны, а склад-то закрыт – на дверях висит замок (показ замка с ключом). Чтобы открыть замок и разгрузить вагоны нам надо разгадать код. Вместо букв, нам надо выложить правильно цветные фишки (Дети читают слоги и выкладывают схемы слогов – ТО, ТИ, ИТ)
Ура мы все сделали правильно и замок открылся. Томаса разгрузили.
- Спасибо, ребята! Спасибо, Тишка! - прогудел Томас, - мне пора возвращаться домой. До свидания! И счастливый Томас поехал домой. (Включается аудиозапись звуков удаляющегося поезда).
И Тишка с нами прощается, ему тоже пора домой, в Паровозовск.
- До свидания, Тишка! (Картинки паровозиков убираются).
11. Заключительная часть.
- Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Томасу и Тишке? (Про звук [Т]). Повторяется характеристика звука.
Кому было интересно и легко?
Кому было интересно и немного сложно?
Кому было сложно?
Молодцы, ребята. (спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).
А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.