Получи документы

Совместная деятельность учителя — логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков

Алёна Жидкова
Совместная деятельность учителя — логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 46»

городского округа Самара

Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков

Выполнила воспитатель

Жидкова А. Д.

Самара 2016 г.

Совместная деятельность учителя - педагога и воспитателя по развитию коммуникативных навыков

Публикация «Совместная деятельность учителя — логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков» размещена в разделах

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. И на начало школьного обучения главная сторона психологической готовности остаётся – коммуникативная.

Область “Коммуникация” является одной из важных составляющих в содержании образовательной работы, так как её задачи - это не только развитие речи, но и развитие психических, социальных, физических качеств в становлении личности ребёнка.

Наша задача – это воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.

Причины возникновения проблем коммуникативных навыков :

1. Проблемы в семье, дефицит общения с родственниками;

2. Психологические и/физические травмы;

3. Недостаток общения со сверстниками;

4. Темперамент ребенка;

5. Компьютеризация общества и др.

Образовательная деятельность по коммуникативному развитию проводится в рамках всех образовательных областей. Вся деятельность строится по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что:

1. создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

2. стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

3. осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

4. широко используются различные коммуникативные средства : образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Эффективность коррекционно – развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей мы определили следующую цель:

1. формирование коммуникативных навыков.

Задачи логопеда и воспитателя :

1. повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;

2. исключить дублирование воспитателем занятий логопеда;

3. оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей на каждого ребёнка находящегося на логопедической группе.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

1. обследование познавательной, изобразительной и других ви­дов деятельности детей и установление их соответствия данной возрастной группе;

2. проведение фронтальной и подгрупповой НОД; совместная деятельность с детьми.

3. создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

4. систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

5. объяснение (при необходимости) заданий логопеда родите­лям для закрепления пройденного материала во время домаш­них занятий, которые включают пополнение, уточнение, акти­визацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие нере­чевых процессов, игровой деятельности.

Взаимодействие с воспитателем логопед осуществляет в разных формах:

1. Совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям:

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь;

2. Выбор форм, методов и приемов коррекционно – развивающей работы;

3. Создание образовательно – развивающей среды;

4. Взаимопосещение НОД и совместное проведение интегрированных форм НОД:

5. Еженедельные задания:

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

1. Логопедические пятиминутки;

2. Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

3. Индивидуальная работа;

4. Рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отобранного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения и пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Примеры использования подвижных игр и пальчиковой гимнастики для развития коммуникативных навыков

Подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем. А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится в подготовительной к школе группе при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный. Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.

Совместная деятельность с детьми, 2 – 3 в день, планируется воспитателем с учетом рекомендаций логопеда по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, что бы в течении недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателем индивидуально.

Художественная литература и иллюстративный материал рекомендуются логопедом для каждой недели работы, учитывая особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией.

Для реализации коммуникативного принципа необходимо создать условия:

1. Образовательная деятельность организуется по подгруппам до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" деятельности, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность детей, создается непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

2. Большое значение в образовательной деятельности имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом, это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности.

3. Важной особенностью работы является специфическое отношение взрослого непосредственно к самой речи детей. Дело в том, что речевая активность находится в известном противоречии со стремлением взрослых получить от ребенка высказывания, соответствующие всем законам языкового стандарта. Постоянные обращения взрослых “Скажи правильно!” в ходе коммуникативного общения могут вызвать обратный эффект - погасить речевую активность.

Воспитатель как бы отодвигает на второй план проблему звукопроизношения, его главной заботой становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями.

4. Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи, это создание речевой среды. Ведь именно взрослый создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Речь взрослого звучит почти постоянно (разговорной громкости, шепотная). Однако это не означает, что её просто много. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. То есть для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели - структуры.

Синтаксическая синонимия речи взрослого является действенным средством создания речевой среды, полезна для обогащения речи детей языковыми средствами (лексическими, синтаксическими, служит примером вариативности высказываний, положительно влияет на развитие внимания к слову, языковой способности и речевого творчества, а также на овладение речевыми коммуникативными средствами в целом.

5. Для эффективного восприятия речевого материала необходимо создавать коммуникативные ситуации в образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим, математике, лепке и аппликации, а также: при обучении культурно-гигиеническим навыкам, в раздевалке, на прогулке.

Начиная с младшей группы нашими воспитателями совместно с логопедом, проводятся различные игры на развитие речевого и фонематического слуха, пальчиковые и ролевые игры, коммуникативные игры, звукоподражания, игры на детских шумовых инструментах, “Сказочки-шумелки”, театрализованные игры. А так же ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, психологические этюды, чтение и обсуждение художественных произведений, обыгрывание эмоционального состояния, подвижные игры, “Игровые обучающие ситуации”, “Жестово-образные игры”.

Заключение

Содержание педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности : игровой, исследовательской, изобразительной, конструктивной, проектной. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс коммуникативного развития дошкольников.

Очень важно, что бы любая деятельность с ребенком проводилась, когда он в хорошем настроении, не переутомлен, не голоден; не нужно указывать ребенку на то, что он сделал что – то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Литература

1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

2. Нищева Н. В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

4. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам. – Спб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

Интернет ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html

2. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-komunikativnyh-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://detstvogid.ru/fgos-do-sotsialno-kommunikativnoe-ra/.html

4. ФГОС ДО: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ozgdou3.edumsko.ru/activity/fgos/articles/fgos_do_social_no-kommunikativnoe_razvitie

Публикации по теме:

Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Ко Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков»Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Ко Дню освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков» «Ко дню освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков»Совместно с воспитателем Кривоногих В. В. Цели: • формировать представления.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Скучен день до вечера, коли делать нечего» «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Цель. Формировать представление детей о русской народной культуре, путем формирования всех.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Удивительные тайны живой природы»Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Удивительные тайны живой природы» Интегрированная НОД учителя- логопеда и воспитателя «Удивительные тайны живой природы»Совместно с воспитателем Кривоногих В. В. Цели: Познакомить.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Загадки растений»Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателя «Загадки растений» Интегрированная НОД учителя – логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с нарушениями речи.

Консультация для воспитателя «Развитие коммуникативных навыков дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город – курорт.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Совместная деятельность учителя-логопеда с семьёй ребёнкаСовместная деятельность учителя-логопеда с семьёй ребёнка Хорошие результаты коррекционно-развивающей деятельности показывает тот ребёнок, которому помогает семья. У дошкольника из такой семьи речь.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя — логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 14:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность учителя — логопеда и воспитателя по развитию коммуникативных навыков» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Жидкова (УИ 717133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД