Марина Пузанова
Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа.
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в дошкольных учреждения заметно активизировалась работа по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народный быт. Конспекты
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Изучив особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о традициях и быте русского народа, выявив знания детей, нами была начата работа по ознакомлению с традициями и бытом русского народа.
Цель: разработать и реализовать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и бытом русского народа, используя при этом различные виды деятельности.
Задачи:
• расширить знания детей в области устного народного творчества, путем ознакомления с русскими народными сказками, пословицами и поговорками;
• познакомить детей с разновидностями русских народных кукол, объяснить их предназначение;
• дать более широкое представление о русских народных праздниках, их атрибутике и традициях празднования;
• показать детям устройство русской избы и предметы быта русского народа;
• повысить уровень сформированности знаний детей о видах и родах занятий русского народа.
Работа строилась в соответствии с заданными в проекте направлениями. Так, в соответствии с направлением «Устное народное творчество» детям читались русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Золотое веретено», «Снегурочка» и др., в которых отражены традиции и быт русского народа. Дети с интересом слушали сказки, участвовали в драматизации и в разыгрывании сюжетов некоторых сказок. Так, например на занятии: Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» дети знакомились с трудом русских людей жатвой и предметом обихода кувшином. Дети были активны. С удовольствием отгадывали загадки о снопе, серпе, колосе. Самостоятельно пересказывали сказку. Также на занятиях и в повседневной жизни знакомили детей с пословицами и поговорками, отражающими традиции, быт и труд русских людей : «Не бравшись за топор, избы не срубишь», «Землю пашут, руками не машут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Что посеешь, то и пожнешь». Дети давали толкование основного их смысла, проверяли друг друга на знание поговорок и пословиц.
Исследования показали очень низкие знания детей о народных куклах, поэтому мы уделили большое внимание направлению «Традиционные народные куклы». На занятиях мы знакомили детей с игровыми, обрядовыми, обереговыми, подарочными и театральными куклами, раскрывали смысл и назначение этих кукол, обогащали знания детей об особенностях внешнего вида и способов их изготовления. Так, на занятии «Ах, это куколка соломенная» состоялось знакомство детей с куклой-стригушкой. Дети были вовлечены в продуктивную деятельность, активно участвовали в совместной беседе, с радостью придумывали рассказы о своих куклах.
Работая по направлению «Русские народные праздники» мы знакомили детей с такими праздниками как: «Рождество», «Новый год», «Масленица», «Пасха». Принимая участие в этих праздниках, дети узнавали о традициях и обрядах. Если спросить их, что они знают об этих праздниках, то например, о Масленице они говорят: «Это праздник со скоморохами, хороводами, сжиганием чучела».
На занятии по изобразительному искусству «Пасхальные яйца» дети с удовольствием участвовали в творческом процессе, играли в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони».
На занятии «Пришла коляда накануне Рождества» дети принимали участие в беседе о празднике Рождества, ходили по группам ряженые и участвовали в разыгрывании сценок колядования, принимали угощения. От проведенных праздников дети не только получили всплеск положительных эмоций, но и смоги осмыслить назначение каждого праздника.
В соответствии с направлением «Устройство русской избы» дети познакомились с устройством русской избы и предметами быта. Так, на занятии «Русская изба» дети узнали, что такое Красный угол, рассмотрели устройство печи, закрепили названия предметов быта. Дети рассказывали пословицы и поговорки, активно отгадывали загадки о предметах быта, водили хороводы, играли.
Для активизации и систематизации знаний детей посетили музей народной культуры, где дети увидели предметы быта, орудия труда.
Также было разработано и реализовано направление, отражающее традиции и быт русского народа «Чем занимались люди на Руси». Например, на занятии «Откуда хлеб пришёл» познакомили детей с основным занятием русских людей – земледелием, видами полевых работ. Дети с удовольствием рассказывали пословицы и поговорки о хлебе, были вовлечены в совместную творческую деятельность.
На занятии «Семейные традиции на Руси» познакомили детей с традицией ухода и воспитания ребёнка в первый день его жизни. Ребята были увлечены, пели колыбельные песни, изготавливали оберег для младенца.
На семейных посиделках «У самовара» мы познакомили родителей и детей с чайными обычаями и традициями наших предков. Дети были эмоциональны и оживлены, активно участвовали в различных играх, пели народные песни, ярко и эмоционально исполняли частушки. С большим удовольствием играли, водили хороводы и танцевали. На лицах дошкольников и родителей было много радости и счастья от происходящего.
Таким образом, благодаря такой систематической и планомерной работе дети стали проявлять неподдельный интерес к традициям и быту русского народа. Их знания и умения стали расширяться за счёт постоянных проводимых форм работы. Всё это способствует сохранению народных традиций, и как бы «протягиваются нити» к тому великому и вечному, имя которому - народ. А поддерживающий интерес к традициям и быту русского народа обеспечивает развитие духовной культуры, формирует основы этики и морали.
Определились и дальнейшие задачи и перспективы работы по ознакомлению детей с традициями и бытом русского народа :
• продолжать знакомить детей с культурой, бытом и жизнью своего народа через все виды художественного творчества: музыкальное, изобразительное и художественно-речевое на основе устного и музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства, а также через ознакомление с народным костюмом и предметами народного быта;
• продолжать приобщать детей к устному народному творчеству : уметь определять и понимать смысл и особенность, иронию и лукавство потешек, поговорок, считалок и т. д. Учить определять виды русских народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Формировать представление о структуре сказки, типичных персонажах. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи;
• продолжать развивать у детей интерес к русским народным играм через спортивные развлечения, состязания.
Таким образом, опыт подтвердил, что повышение уровня знаний самих педагогов о традициях и быте русского народа; создание целесообразной развивающей среды, способствующей развитию представлений детей о традициях русского народа, его быте и видах деятельности; использование разнообразных эффективных форм и методов работы при конструировании целостного педагогического процесса в ДОУ будут способствовать успешному формированию интереса к традициям и быту русского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : программа разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман, Волгоград: Учитель,-2008.-181с.
2. Картушина, М. Ю. Народные праздники в детском саду [Текст] / М. Ю. Картушина. М. : Сфера,-2007.-320с.
3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Программа. Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс. -1999.-340с.
4. Листова, Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей [Текст] : Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: итоги этнографических исследований / Т. А. Листова. М. : Наука, 2001.- 35-52с.
5. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] : Методические рекомендации/ Л. А. Лялина. М. : Сфера, 2008.-96с.
6. Поддубская Л. Р. Этикет от А до Я. [Текст]/ Л. Р. Поддубская. -М. : Народное образование,-2003.-256с.
7. Руднев, А. В. Русский народ, его обычаи [Текст] / А. В. Руднев. М,-2001.-198с.
8. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей – Владимир,-1995.-184с.
9. Филатова, Л. В. Представления дошкольников о патриотизме [Текст] / Л. В. Филатова. // Современное дошкольное образование,-2007.-№1.-с. 77-81.
10. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. М. : ВАКО, 2006.-160с.