Лариса Норова
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Жизнь наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью наших предков : семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания; предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье; упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа „Жизнь наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивающие: развивать творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; развивать познавательную активность детей.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций в книге “Все про все” (раздел “История древней Руси”, рассматривание семейных фотографий, изготовление каждым ребенком генеалогического древа жизни, заучивание пословиц о семье, заучивание песни “Семья” сл. А. Кондратьевой, муз. В. Елинека.
Предметно-развивающая среда : уголок русской избы, хозяйка в русском костюме с младенцем (куклой, ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголек из печи, зернышки, денежки, фишки, генеалогическое древо каждого ребенка.
Ход ОД
1. Дети в русских национальных костюмах встречают гостей и здороваются.
– Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Сегодня мы будем говорить о жизни наших предков. Но давайте вспомним.
Беседа по вопросам.
А что означает слово предки?
Кто были наши предки?
Чем занимались наши предки?
2. Рассказ воспитателя.
– А сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки. (Вывешивается картина с изображением большой русской семьи). Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали. Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: “Три раза человек дивен бывает…”
Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребенка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своем веку встречает ее каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно впервые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него все впервые. Первое все – особенное, никогда уже не повторится. Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.
3. Дети идут в гости, где хозяйка показывает обряд первого купания. Все проходит в русской избе.
Показ обряда первого купания.
– Первое купание – особенное. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!
Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб – соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья. Будто говорили ребенку рисунками: “Бойся – перебойся пустого времени – это живая смерть”.
Ведь известно:
Лежа, добра не добыть,
Горе не избыть,
Чести и любви не нажить,
Красной одежды не носить.
Ну, а как не вспомнить здесь о наших прабабушках, которые без пестушки, без потешки, без улыбки не подходили к малышу, без колыбельной песни не качали люльку.
А вы, знаете колыбельные песни? Кто нам споет колыбельные для нашего малыша, который лежит в люльке.
Ребенок:
Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Стали гули гулевать,
Да стал малыш мой засыпать
Приди, котик, ночевать,
Да приди дитятко качать
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога
Ешь-ка, котик, не кроши,
Да больше у меня не проси.
Ребенок:
Баю-баюшки-баю,
Жил старик на том краю
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Кашку маслену едят
И на деточку глядят
Кашка масленая
Ложка красненькая.
Физкультминутка
Семья могучаяВ одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой темной Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Перещелкивание пальцами.
4. “Почему так говорят”
Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел до наших дней в пословицах и поговорках. Давайте порассуждаем, почему же так говорили и говорят.
(Дети говорят пословицы и объясняют их смысл так, как они понимают.)
“На что клад, коли в семье лад”.
“Вся семья вместе, так и сердце на месте”.
“Нет такого дружка, как родная матушка”.
“ Братская любовь крепче каменных стен”.
“В своей семье всяк отец самый большой”.
“Без корня и полынь не растет”.
“Изба детьми весела”.
5. Словесная игра “Назови ласково”.
– Игра на внимание, сообразительность, на победителя.
Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно-ласкательной форме. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.
Слова: бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь.
Расскажи свое генеалогическое дерево жизни.
(Дети предлагают рассмотреть их древо жизни и объясняют свою родословную.)
Ребенок:
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна люди живут
Они прославляют просторы родные,
Детей своих любят и предков здесь ждут.